Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Оценка сформированности функциональной грамотности
у обучающихся
Особенности заданий
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Особенности заданий
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся
Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью
имеющихся знаний
Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим
в повседневной жизни
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Читательская грамотность:
концептуальная рамка
Оценка
читательской
грамотности
в PISA
Тип текста:
сплошной
несплошной
составной
Ситуация:
цели чтения:
личные
социальные
практические
образовательные
Компетентности:
осмысливать и оце-
нивать информацию
находить и извлекать
информацию
интерпретировать
информацию
Находить информацию | Интерпретировать информацию | Рефлексия и оценка |
Что совершил Раскольников? | Почему Раскольников совершил убийство? | Имеет ли право человек на убийство? |
Пример задания для оценки читательской грамотности
Как поступили бы вы, купив такое печенье?
Почему бы вы так поступили?
Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.
ОБЪЯВЛЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ
Осторожно – аллерген!
Арахис в лимонном печенье
Дата: 04 февраля 2018 г.
Изготовитель: ООО Файн Фудз
Информация о продукте: Лимонное печенье
в пачках по 125 г (со сроком годности до
18 июня 2018 г. и со сроком годности до
01 июля 2018 г.).
Подробности: Печенье в указанных партиях
может содержать арахисовую крошку, не
включенную в список исходных продуктов.
Тем, кто страдает аллергией на арахис, не
следует есть это печенье!
Как поступить: Если вы уже купили это
печенье, можете вернуть его назад, и вам
полностью возместят расходы. За
дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034 241.
Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?»
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность:
концептуальная рамка
Оценка
естественно
научной
грамотности
в PISA
Тип е/н знания:
Физические системы
Живые системы
Земля и Вселенная
Методология
Контекст:
здоровье
ресурсы
окружающая среда
опасности и риски
связь науки и технологии
Компетентности:
применять е/н методы
исследования
давать научные
объяснения
интерпретировать данные,
делать выводы
Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с картами (например, сейсмической активности) и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).
Оценка математической грамотности
Мир
индиви-дуума
образования и про-фессий
социума
науки
Количество (арифметика)
Изменения и зависимости (алгебра)
Пространст-во и форма (геометрия)
Неопреде-лённость и данные
Пример задания
«Парусные корабли»
Создать модель решения и выполнить арифметические действия
Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР
РЕАЛЬНЫЙ МИР
Организации области исследования
математическое содержание, которое используется в заданиях
контекст, в котором представлена проблема
мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы (формулировать ситуацию математически, применять математические понятия, факты, процедуры размышления, интерпретировать,
использовать и оценивать математические результаты)
Оценка финансовой грамотности
Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.
Главный вопрос исследования в области финансовой грамотности
«Насколько 15-летние учащиеся (для России – выпускники основной школы) готовы к принятию эффективных решений
в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?»
Примеры заданий финансовой грамотности
Валюта |
Траты Димы |
Две семьи |
Рациональное поведение |
Сашина копилка |
Деньги |
Оценка глобальных компетенций
Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее.
Сложность предполагаемого анализа зависит
от возраста ребенка: с пятиклассниками
можно поговорить о том, почему нельзя
выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе
уже затронуть тему социального неравенства.
Примеры заданий по оценке глобальных компетенций
Доступ к чистой воде |
Забота о животных |
Здоровье |
Между горами и морем |
Государство «Мусорные острова» |
Образование в мире: право и бизнес |
Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Возможные вопросы:
Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем?
Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия.
Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных) последствий?
Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы?
Выдвижение и совершенствование идей
Оценка и отбор идей
Модель оценки креативного мышления: компетентностная
Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему.
Нет вредным привычкам |
Школа будущего |
Изобретаем соревнование |
Геометрические фигуры |
За чистоту воды |
Игра «Путешествие по школе» |
Визуальное самовыражение
Сюжет для спектакля |
Хочу помочь! |
Письменное самовыражение
Решение социальных проблем
Решение естественнонаучных проблем
Креативное мышление:
примеры заданий
Придумайте и запишите
несколько разных заголовков
О чем может быть эта книга?
Предложите несколько версий и кратко их опишите
Познакомьтесь с творчеством Пауля Клее. Рассмотрите представленные репродукции и подготовьте к выставке в вашем классе два экспоната, выполненные в манере художника.
Пейзаж с закатом, 1923
Шесть типов, 1921
Щебечущие машины, 1922
Креативное мышление:
примеры заданий
Модель интерактивного задания
с применением компьютера:
интерактивный контрагент (симуляция работы в группе)
Дерево полилога
68
Инструменты общения (чат, e-mail…)
контрагенты
тестируемый
Инструменты для выполнения
задания
Информационные объекты и поля
Поле для чата
Поле для выполнения задания
к 67
Все реплики пронумерованы
28
Какие задания необходимо предлагать учащимся
для развития функциональной грамотности?
Ценностно-смысловые установки
Рефлексия. Личностные смыслы учения
Саморегуляция, самоорганизация
Сотрудничество
Коммуникация
Применение знаний в ситуациях,
приближенных к реальным
Использование ИКТ для обучения
особый тип диагностических заданий
с предметным содержанием;
там, где уместно
“метапредметные” задания (листы
продвижения), задания проектного
типа, задания для совместной
работы, задания на развитие речи;
в каждой теме
“метапредметные” задания (листы
самооценки), специальные вопросы к
заданиям с предметным содержанием;
до 10-15%
Продуктивные задания:
творческие, исследования,
задания проектного типа
до 30-40%
Разрешение проблем
Самостоятельное приобретение знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.