Презентация Оценка сформированности функциональной грамотности у обучающихся

  • pptx
  • 26.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Оценка сформированности ФГ у обучающихся.pptx

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Глобальные компетенции

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Оценка сформированности функциональной грамотности
у обучающихся

Общая концептуальная рамка оценки

Особенности заданий

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Особенности заданий

В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся
Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью
имеющихся знаний
Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим
в повседневной жизни
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Читательская грамотность:
концептуальная рамка

Оценка
читательской
грамотности
в PISA

Тип текста:
сплошной
несплошной
составной

Ситуация:
цели чтения:
личные
социальные
практические
образовательные

Компетентности:

осмысливать и оце-
нивать информацию

находить и извлекать
информацию

интерпретировать
информацию

Находить информацию

Интерпретировать информацию

Рефлексия и оценка

Что совершил Раскольников?

Почему Раскольников совершил убийство?

Имеет ли право человек на убийство?
Почему произведение Ф.М. Достоевского мы читаем сегодня?
Актуально ли данное произведение?

Пример задания для оценки читательской грамотности

Как поступили бы вы, купив такое печенье?
Почему бы вы так поступили?
Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.

ОБЪЯВЛЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ

Осторожно – аллерген!

Арахис в лимонном печенье

Дата: 04 февраля 2018 г.
Изготовитель: ООО Файн Фудз

Информация о продукте: Лимонное печенье

в пачках по 125 г (со сроком годности до

18 июня 2018 г. и со сроком годности до

01 июля 2018 г.).

Подробности: Печенье в указанных партиях

может содержать арахисовую крошку, не

включенную в список исходных продуктов.

Тем, кто страдает аллергией на арахис, не

следует есть это печенье!

Как поступить: Если вы уже купили это

печенье, можете вернуть его назад, и вам

полностью возместят расходы. За

дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034 241.

Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?»

Оценка естественнонаучной грамотности

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучная грамотность:
концептуальная рамка

Оценка
естественно
научной
грамотности
в PISA

Тип е/н знания:
Физические системы
Живые системы
Земля и Вселенная
Методология

Контекст:
здоровье
ресурсы
окружающая среда
опасности и риски
связь науки и технологии

Компетентности:

применять е/н методы
исследования

давать научные
объяснения

интерпретировать данные,
делать выводы

Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с картами (например, сейсмической активности) и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).

Оценка математической грамотности

Мир
индиви-дуума
образования и про-фессий
социума
науки

Количество (арифметика)
Изменения и зависимости (алгебра)
Пространст-во и форма (геометрия)
Неопреде-лённость и данные

Пример задания
«Парусные корабли»

Создать модель решения и выполнить арифметические действия

Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР

Типичная задача для учащихся 5-6 классов:
«За год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?»

РЕАЛЬНЫЙ МИР
Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо.
Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду.

Организации области исследования

математическое содержание, которое используется в заданиях
контекст, в котором представлена проблема
мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы (формулировать ситуацию математически, применять математические понятия, факты, процедуры размышления, интерпретировать,
использовать и оценивать математические результаты)



Оценка финансовой грамотности

Оценка финансовой грамотности

Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.
Главный вопрос исследования в области финансовой грамотности
«Насколько 15-летние учащиеся (для России – выпускники основной школы) готовы к принятию эффективных решений
в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?»

Примеры заданий финансовой грамотности

Валюта

Траты Димы

Две семьи

Рациональное поведение

Сашина копилка

Деньги

Глобальные компетенции

Оценка глобальных компетенций

Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее.
Сложность предполагаемого анализа зависит
от возраста ребенка: с пятиклассниками
можно поговорить о том, почему нельзя
выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе
уже затронуть тему социального неравенства.

Примеры заданий по оценке глобальных компетенций

Доступ к чистой воде

Забота о животных

Здоровье

Между горами и морем

Государство «Мусорные острова»

Образование в мире: право и бизнес

Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия

Возможные вопросы:
Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем?
Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия.
Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных) последствий?
Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы?

Модель оценки креативного мышления: тематическая

Выдвижение и совершенствование идей

Оценка и отбор идей

Модель оценки креативного мышления: компетентностная

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему.

Нет вредным привычкам

Школа будущего

Изобретаем соревнование

Геометрические фигуры

За чистоту воды

Игра «Путешествие по школе»

Визуальное самовыражение

Сюжет для спектакля

Хочу помочь!

Письменное самовыражение

Решение социальных проблем

Решение естественнонаучных проблем

Креативное мышление:
примеры заданий

Придумайте и запишите
несколько разных заголовков

О чем может быть эта книга?
Предложите несколько версий и кратко их опишите

Познакомьтесь с творчеством Пауля Клее. Рассмотрите представленные репродукции и подготовьте к выставке в вашем классе два экспоната, выполненные в манере художника.

Пейзаж с закатом, 1923

Шесть типов, 1921

Щебечущие машины, 1922

Креативное мышление:
примеры заданий

Модель интерактивного задания

с применением компьютера:
интерактивный контрагент (симуляция работы в группе)

Дерево полилога

68

Инструменты общения (чат, e-mail…)


контрагенты



тестируемый

Инструменты для выполнения
задания

 

 
Информационные объекты и поля

Поле для чата

Поле для выполнения задания

к 67

Все реплики пронумерованы

28

Какие задания необходимо предлагать учащимся
для развития функциональной грамотности?

Ценностно-смысловые установки

Рефлексия. Личностные смыслы учения

Саморегуляция, самоорганизация

Сотрудничество

Коммуникация

Применение знаний в ситуациях,
приближенных к реальным

Использование ИКТ для обучения

особый тип диагностических заданий
с предметным содержанием;
там, где уместно

“метапредметные” задания (листы
продвижения), задания проектного
типа, задания для совместной
работы, задания на развитие речи;
в каждой теме

“метапредметные” задания (листы
самооценки), специальные вопросы к
заданиям с предметным содержанием;
до 10-15%

Продуктивные задания:
творческие, исследования,
задания проектного типа
до 30-40%

Разрешение проблем

Самостоятельное приобретение знаний