АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Мы живём в непростое время, когда сила негативного влияния, исходящая от телевидения, интернета, улицы, где большую часть времени проводит младший школьник, во много раз превзошла влияние школы. Да и не в каждой семье учат умению сопереживать, сострадать, быть доброжелательным, приветливым, милосердным, внимательным к окружающим. В результате – в нашем обществе наблюдается равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству и его символике. Во многом утрачено чувство ответственности, долга перед родителями, семьёй, обществом, Отечеством.
2
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить эффективность программы «Я - маленький патриот», на развитие уровня патриотического воспитания младших школьников.
3
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Патриотическое воспитание школьников.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот», разработанная на основе национального – регионального компонента (НРК) начального общего образования, как средство патриотического воспитания младших школьников.
4
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Предполагается, что программа внеурочной воспитательной деятельности «Я - маленький патриот», будет способствовать повышению уровня патриотического воспитания младших школьников.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- определить особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях;
- изучить и определить эффективные пути взаимодействия с общественностью и семьёй для достижения поставленных целей;
- разработать программу воспитательной внеурочной деятельности по формированию патриотических чувств у младших школьников;
- подобрать методики и провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников.
5
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАЛИ:
- основные положения российских педагогов-мыслителей о становлении гражданина, патриота своей Родины, заострявших внимание на том, как важно воспитывать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре, «малой родине» (В.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, М.В.Богуславский, Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Н.М.Карамзин, Н.П.Румянцев);
- педагогики - о воспитании и социализации личности (Б.С.Гершунский, Я.А.Коменский, Г.Роков, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.Е.Щуркова);
6
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической и специальной литературы, сравнение, обобщение, проектирование;
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
7
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Т.М.Масловой
1. Методика №1 «Я – патриот»;
2. Методика №2 «Незаконченное предложение»;
3. Методика №3 «Мое отношение к малой родине».
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
В исследовании приняли участие 25 обучающихся младших классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Покоснинская средняя общеобразовательная школа» поселок Покосное, в возрасте от 9 до 10 лет. Все обучающиеся (14 девочек и 11 мальчиков), занимаются второй год по программе внеурочной деятельности «Я - маленький патриот».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Результаты исследования могут быть использованы в практической работе классного руководителя и психолога в школьных учреждениях.
ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?
Это любовь к своей Родине, которая проявляется
глубокими и сильными человеческими чувствами.
Это нравственный и общественный принцип
отношения людей к своей стране.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- экскурсии,
- беседы,
- классные часы,
- праздники,
- акции,
- конкурсы,
- викторины,
- родительские собрания,
- встреча с интересными людьми.
9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Успех патриотической работы в начальной школе, зависит от нравственно-психологического облика учителя, его психолого-педагогической и профессиональной подготовки, отношения к своим обязанностям, от умения плодотворно сотрудничать с родителями младших школьников. Работа по нравственному воспитанию должна, проводится, регулярно и в системе. Воспитание патриотизма начинается в семье, затем продолжается в школе, где прививаются детям такие качества, как ответственность перед страной, уважение к окружающим, своей Родине, интерес и любовь к родному краю, глубокое уважение к традициям земляков и др. Чем полнее, глубже, ярче и содержательнее будут знания учащихся в этом направлении, тем лучше они поймут сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
10
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
1 этап - констатирующий
Цель: изучение уровней сформированности патриотического воспитания у младших школьников.
Задачи:
- разработать систему критериев и
показателей сформированности
патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста;
- выявить базовый уровень
сформированности
патриотического воспитания
детей младшего школьного
возраста.
11
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
13
2 этап – формирующий
Программа «Я - маленький патриот»
Цель: формирование основ патриотизма: воспитание патриота своей малой родины, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны.
Задачи:
формировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности;
прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
14
3 этап – контрольный
Цель: выявить динамику развития патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста после проведения системы разработанных внеклассных занятий и экскурсий.
Задачи:
повторно провести анкетирование;
проанализировать результаты;
сопоставить результаты в
констатирующем и
в контрольном эксперименте;
- сделать выводы.
ВЫВОДЫ:
На основе полученных результатов исследования, можно сказать, что решая задачи патриотического воспитания, необходимо выстроить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Воспитание патриотизма у младших школьников требует от учителя личной убеждённости и вдохновения.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи выполнены, и подтверждена научная гипотеза о том, что разработанная и внедренная в практику программа «Я – маленький патриот» способствует формированию патриотических чувств младших школьников.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по формированию патриотического воспитания младших школьников необходимо продолжать дальше, и тогда обучающиеся младших классов, когда будут совсем взрослыми людьми, будут настоящими патриотами своей огромной страны, под названием Россия.
18
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.