Особенности культуры русской эмиграции
В период с 1917 по 1922 г. Россию покинуло от 1,2 до 2 млн человек. Процесс массового отъезда граждан нашей страны, несогласных с политикой большевиков, получил название «эмиграция первой волны». Вначале отъезд из России был инициативой самих эмигрантов, но в 1922 г. советская власть взяла курс на борьбу с инакомыслием, поэтому принудительно выслала из страны ряд оппозиционно настроенных представителей интеллектуальной элиты. Десятки историков, писателей, философов, инженеров, экономистов, преподавателей вузов, врачей были арестованы или отправлены под домашний арест. Им предписывалось в ближайшее время покинуть СССР, взяв с собой минимум одежды. Деньги, драгоценности и прочее имущество необходимо было оставить.
Из письма В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому, 19 мая 1922 г.
«Т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции.
Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки.
Собрать совещание Мессинга, Манцева и ещё кое-кого в Москве.
Обязать членов Политбюро уделять 2–3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменных отзывов и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий.
Добавить отзывы ряда литераторов-коммунистов (Стеклова, Ольминского, Скворцова, Бухарина и т. д.).
Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.
Поручить всё это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ.
Мои отзывы о питерских двух изданиях:
“Новая Россия” № 2. Закрыта питерскими товарищами.
Не рано ли закрыта? Надо разослать её членам Политбюро и обсудить внимательнее. Кто такой её редактор Лежнев? Из “Дня”? Нельзя ли о нём собрать сведения? Конечно, не все сотрудники этого журнала кандидаты на высылку за границу.
Вот другое дело питерский журнал “Экономист”, изд[ание] ХI отдела Русского технического общества. Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В № 3 (только третьем!!! Это nota bene!) напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все — законнейшие кандидаты на высылку за границу.
Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов” изловить, и излавливать постоянно, и систематически и высылать за границу.
Прошу показать это секретно, не размножая, членам Политбюро, с возвратом Вам и мне, и сообщить мне их отзывы и Ваше заключение.
Ленин»
Задания
Чего требует Ленин от Дзержинского?
Как он обосновывает высылку писателей и профессоров?
Выезжающим было объявлено, что они лишаются гражданства и не должны возвращаться в Россию под страхом смертной казни. Л. Д. Троцкий, также покинувший Россию, потом говорил, что это был «гуманизм по-большевистски»: если бы несогласные с режимом деятели культуры не покинули СССР, их бы расстреляли или уничтожили в лагерях.
Высланных принимали Турция, Сербия, Болгария. Впоследствии они жили во многих европейских странах. Но крупнейшими центрами русской эмиграции стали Берлин и Париж, а культурной столицей русской эмиграции — именно Париж.
Многие русские эмигранты были апатридами — то есть лицами без гражданства. У них не было действующих документов, удостоверяющих личность, поскольку паспорта, выданные правительствами белогвардейских режимов, Временным правительством или чиновниками Российской империи больше не действовали. Советские посольства таким гражданам несуществующих государств оказать помощь не могло. Лига Наций создала комитет по делам беженцев, который возглавил норвежский полярник Ф. Нансен. Его стараниями эмигранты получали документы, которые заменяли паспорта. Их так и прозвали — «нансеновские паспорта». Они были у балерины А. П. Павловой, писателя В. В. Набокова, композитора С. В. Рахманинова и многих других.
Эмигранты первой волны видели своей миссией сохранение культуры дореволюционной России, которую они считали истинной, поскольку в тоталитарном государстве, которым был СССР, нет свободы, а значит, нет свободы творчества и полноценной духовной жизни. В первые годы эмигранты ещё надеялись на возвращение, но вскоре стало ясно, что его не будет. Они стремились создать сообщество, оставаться рядом друг с другом, не растворяться в европейских нациях. Поэтому они создали огромное количество различных общественных объединений. Среди наиболее известных — «Зелёная лампа» под покровительством Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, Общество русских художников, Объединение литераторов и журналистов. В Париже русские эмигранты также собирались в Библиотеке им. И. С. Тургенева, основанной во второй половине XIX в. Эмигранты сохранили дореволюционный язык и орфографию. Известно, что И. А. Бунин отказывался читать периодику на русском языке, если там не было «ѣ».
Литература русского зарубежья 1920–1930-х гг.
В эмиграции оказался практически весь цвет литературного Серебряного века. Здесь были поэты-символисты: З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. И. Иванов. Здесь были и акмеисты: Г. В. Иванов, В. Ф. Ходасевич, И. В. Одоевцева. За границей с 1922 по 1939 гг. жила М. И. Цветаева. Все они продолжали писать, сохраняя традиции дореволюционной литературы XX в. Прозаики — А. И. Куприн, И. А. Бунин, А. Н. Толстой — считали себя наследниками писательских традиций XIX века, поэтому были верны направлению реализма. Некоторые из них признаны на Западе: так, И. А. Бунин в 1933 г. получил Нобелевскую премию по литературе, прежде всего, за роман «Жизнь Арсеньева».
В целом русские писатели в эмиграции переводились и печатались очень мало. Они считали своей миссией сохранение образа исчезнувшей России. Их творчеству свойственны ностальгия, мистицизм, религиозность, высокий пафос, идеализация покинутой Родины. Появились в эти годы и писатели-сатирики, оставившие зарисовки о жизни в эмиграции. Среди них можно назвать А. П. Шполянского (Дон-Аминадо), Тэффи (Н. А. Лохвицкую). Во второй половине 20-х гг. дебютируют новые писатели, выросшие в среде русских эмигрантов. Наиболее известный из них — В. В. Набоков, который писал преимущественно на английском языке. Широко признан на Западе, но мало известен в России писатель Г. И. Газданов, дебютировавший в начале 30-х гг. с романом «Вечер у Клэр».
Весь XX в. современные исследователи называют литературоцентричным, но в русской эмиграции тяга к литературному слову была усилена многократно. Издательства, литературные общества и объединения были центрами притяжения выходцев из России за рубежом. Даже люди, которые не занимались литературным творчеством, считали своим долгом оставить воспоминания о дореволюционном прошлом, о бегстве из родной страны. Увековечить, оставить в памяти — один из центральных мотивов русской литературы за рубежом в 20–30-е гг. Отсюда множество воспоминаний, которые вышли тогда из под пера наших бывших соотечественников, но не всегда тогда же опубликованных.
Русская философская школа за рубежом
Осенью 1922 г. из Петрограда в Штеттин отбыл пароход, на борту которого были ведущие российские философы того времени: Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк, И. А. Ильин. Они занимались осмыслением роли православия в истории русской культуры, стремились определить значение роли национальных традиций на самосознание русского человека, создавали портрет русской нации в XX веке. Философ С. Н. Булгаков посвятил религиозной тематике большинство работ. По его мнению, именно христианство спасает человека от рабства, освобождает от принадлежности к низшей природе. С ним соглашается философ Л. П. Карсавин в своей центральной книге «О личности». Основная её мысль в том, что цель человеческой жизни состоит в приобщении к божественному. Некоторые коллеги Булгакова и Карсавина были не согласны с их мнением. Так, Г. П. Федотов считал, что основа национальной русской культуры вовсе не религия, а традиционная политическая и хозяйственная организация жизни.
Попытка осмысления путей развития человечества — основа работ Н. А. Бердяева. Он уверен, что единства человечества можно достичь путём свободного развития национального самосознания и творчества. Проблема исторического развития русской нации занимала философа и социолога П. А. Сорокина, получившего широкую известность на Западе (основоположник теории социальной мобильности). Он исследовал вклад русской культуры в мировую историю.
Представители русской философской школы за рубежом стали хранителями её традиций, потому что в СССР философия была неразрывно связана с идеологией вплоть до конца 1980-х гг. и как самостоятельная область знаний практически перестала существовать. Философы-эмигранты изучали влияние на развитие нации компонентов, которые были утрачены советской Россией: религии, национальных традиций, свободного творчества.
Художник принял революцию и даже был уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, но в 1923 г. по приглашению французского коллекционера живописи А. Волара переехал с семьёй в Париж. Ему суждено было стать главным представителем авангарда в живописи 1920–1930-х гг. На протяжении всей жизни в его картинах будут представлены образы из далёкого витебского детства — дома, люди, музыкальные инструменты, рыбы, коровы. Многоцветный фантастический мир творчества Шагала известен во всём мире. Одна из наиболее известных его работ — роспись плафона парижской Оперы Гарнье.
В 1921 г. в Германию выехал В. В. Кандинский, принявший в 1928 г. немецкое гражданство. Художник стал одним из основоположников немецкой архитектурной школы Баухаус, чей одноимённый стиль отличается лаконичностью и простотой форм. В 1930-е гг. Кандинский, как и многие выходцы из России, был вынужден покинуть Берлин.
В 1926 г. СССР покинул идеолог объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа. В Париже он работал над эскизами для декораций и костюмов, был художником-постановщиком антрепризы С. П. Дягилева «Русский балет», работал в «Ла Скала». За границей А. Н. Бенуа создал серию видов Петербурга под названием «Воспоминание».
Петергоф. Львиный каскад и колоннада
Коллега Бенуа по «Миру искусства» Л. С. Бакст был выдворен из Петербурга ещё в 1912 г. после ужесточения запрета для евреев на проживание в столице. Обосновался в Париже, хотя несколько раз пытался добиться разрешения на возвращение в Петербург. Бакст также сотрудничал с С. П. Дягилевым. Он создал серию портретов деятелей искусства: И. Л. Рубинштейн, А. П. Павловой, В. Ф. Нижинского, К. Дебюсси.
Портрет Иды Рубинштейн в образе Саломеи. Л. С. Бакст
В 1920 г. из России выехал И. Я. Билибин. Художник пять лет прожил в Каире, изучая древнеегипетское искусство. Затем переехал в Париж, где оформлял декорации для балета И. Ф. Стравинского «Жар-птица». В середине 1930-х вернулся в СССР. Умер в блокадном Ленинграде в 1942 г.
Автор шедевров в стиле импрессионизма К. А. Коровин выехал из СССР в 1922 г. В эмиграции почти не занимался живописью из-за проблем со зрением. Здесь раскрылся его писательский талант: он автор более четырёхсот рассказов, опубликованных в эмигрантских журналах.
Русские живописцы, в отличие от литераторов, не ставили перед собой цель сохранения традиций национального искусства. Они стали представителями европейской школы живописи, своим новаторством способствовали её развитию, многие получили мировое признание. Однако мотивы ностальгии прослеживаются в творчестве почти каждого из них.
Музыка
Музыкальному искусству не свойственны трудности перевода, поэтому многие композиторы и исполнители, покинувшие СССР, смогли стать успешными на Западе. Первым среди «музыкальных» эмигрантов обычно вспоминают Фёдора Ивановича Шаляпина (1873–1938).
Он был обласкан советской властью: получил должность художественного руководителя Мариинского театра, звание Народного артиста. Но в 1922 г. певец уехал в США на гастроли, из которых предпочёл не возвращаться. В 1926 г. в СССР зазвучали публичные обвинения Шаляпина в предательстве Родины, а в 1927 г. его обвинили в поддержке Белого движения и запретили возвращаться в СССР, лишив звания Народного артиста. Его Шаляпину вернут посмертно в 1991 г. Поселившись во Франции, Шаляпин снимался в кино, которое как раз перестало быть немым, давал концерты по всему миру, везде демонстрируя славу русской оперной и театральной школы.
Он год прожил в Дании, выступая как исполнитель, чтобы иметь средства к существованию. Переехав в США, до конца жизни создал всего шесть произведений. До конца жизни давал концерты как пианист. Был известен отрицательным отношением к СССР, но во время Великой Отечественной войны анонимно передавал денежные средства на нужды Советской армии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.