Эпоха Просвещенияключевой период в развитии европейской культуры, связанный с развитием научной, философской и общественной мысли.
Временные рамки
чётко не определены:
одни относят её начало
к концу 17 века, другие к середине 18.
Конец эпохи связывают с Великой французской революцией (1789 г).
Характерные особенностиэпохи Просвещения
В экономической и социально-политической сфере
В духовной сфере
рост экономического и политического значения буржуазии;
усиление антифеодального движения;
распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.
отказ от религиозного миропонимания;
обращение к разуму как
единственному критерию
познания человека и общества;
превращение литературы в ведущую форму художественного творчества.
АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу, собственность.
Необходимость разделения властей: отделение
законодательной власти
( депутаты парламента, избранные народом) от исполнительной(монарх и правительство)
Джон Локк
(1632 – 1704 )
Сторонник просвещенной монархии
Церковь считал главным
врагом Просвещения
( «Раздавите гадину»)
Отрицал пользу церковных обрядов и молений
Признавал необходимость религии для народа( «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»).
Враг атеизма( «самое большое заблуждение разума»)
ВОЛЬТЕР
( Франсуа Мари Аруэ)
(1694-1778 )
Жан-Жак Руссо (1712-1778 )
Необходимо ограничить размеры частной собственности.
Сохранить мелкую собственность, основанную на личном труде.
Не допускать ни богачей, ни нищих.
Сторонник всеобщего избирательного права
Идеал – демократическая республика мелких собственников
Составители 35-томной «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»
Энциклопедия пропагандировала новые политические идеи:
неотчуждаемость прав личности
Необходимостиь народного представительства
Несправедливость существования привилегированных сословий
Борьба с католической церковью.
Дени Дидро
Жан Д, Аламбер
Джонатан Свифт
(1660 - 1731)
«Путешествия
Гулевера»
Не бесстрастное
наблюдение
за человеческой природой,
а искреннее сострадание
к людям, желание помочь
им сохранить человеческое,
предостеречь от скотства
побуждали Свифта говорить
горькие истины.
«Человек ценней,
чем мнили вы».
Пьер Огюстен
Карон де Бомарше
(1732— 1799)
Франция
«Женитьба
Фигаро»
Герой его комедии -
ловкий, обаятельный
слуга. Фигаро,
как и его создатель,
«вышучивал глупцов,
не робел перед злыми,
смеялся своей нищете»,
но никогда не продавал
своего человеческого
достоинства.
Фридрих Шиллер
(1759 - 1805)
Немецкий поэт,
философ,
историк и драматург,
представитель
романтического
направления в литературе.
Одни считали Шиллера
поэтом свободы,
другие — оплотом
буржуазной нравственности.
Доступные языковые
средства и меткие диалоги
превратили многие строчки
Шиллера
в крылатые выражения.
Иоганн Вольфганг Гете
(1749 - 1832)
«Фауст»
Философская драма
завершает век
Просвещения
утверждением величия
борьбы Человека
за свои идеалы.
Состарившийся Фауст
приходит к пониманию
вечной истины:
Лишь тот достоин
жизни и свободы,Кто каждый день
идет за них на бой!
Жан Батист
Симеон Шарден
(1699 — 1779)
«С рынка»
«Натюрморт
с атрибутами искусств»
Французский живописец.
Мастер натюрморта и жанровых
композиций,
советник и казначей Академии художеств
Главная тема его работ –
повседневная домашняя жизнь
парижских обывателей,
переданная в спокойной, задушевной,
реалистической манере.
Музыкальное искусство
В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства.
Опера становится синтетическим искусством, соединяющим
в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы
Иоганн Себастьян
Бах
(1685—1750)
Немецкий композитор,
представитель эпохи барокко.
Органист-виртуоз.
Музыкальный педагог.
При жизни его произведения
казались светскому обществу
слишком серьёзными,
а церковь отвергала их из-за
недостаточно богобоязненного
характера.
Стал знаменитым после смерти
Ввел мелодии народных песен
и танцев в сложную музыку,
сделав ее более доступной
Иоганн Себастьян Бах
при жизни
не был знаменит.
Светскому обществу
его произведения
казались слишком
серьезными, а церковь
отвергала их из-за
недостаточно
богобоязненного
характера.
Вольфганг Амадей
Моцарт
(1756—1791)
Современники называли Моцарта
истинным чудом XVIII в.
Жизнь его была коротка,полна нищеты,
унижений и одиночества,хотя были
в ней и великие радости,любовь, с
частье, творчество.
С 3 лет он начал учиться музыке,
в 4 сочинил свой первый концерт,
в 12 лет написал оперу, премьера
которой состоялась в миланском
театре,а в 14 Моцарт стал
академиком самой престижной
музыкальной академии в Италии.
Последние десять лет жизни
Моцарт провел в Вене.
Людвиг ван
Бетховен
(1770—1828)
Немецкий композитор и пианист.
Представитель «Венской
классической школы»
В годы напряженной
борьбы с самим собой
Бетховен создает
удивительные по силе
и красоте произведения.
До конца своих дней
Бетховен вынашивал
замыслы произведения,
посвященного
прославлению разума,
утверждению торжества
и победы светлых сил.
Значение идей Просвещения в том, что просветители выдвинули новые теории, прогрессивные и революционные для XVIII века.
«У вас будет всё, если вы воспитаете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами».
Ж. Руссо
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.