Цель урока:
введение понятие раскрытия скобок;
знакомство учащихся с правилом раскрытия скобок;
отрабатывание умения решать уравнения; развивать логическое мышление.
Устный счёт.
1.Определите знак произведения:
а) + · - · - · + · - · - · + · + · - · + · +· -
б) - · - · - · + · + ·+ · - · -
2.Найдите значение выражения:
1)-30+24(Т); 2)-21+40(О); 3)-25-4(Т);
4)31-38(И); 5)-27+30(Л).
Запишите ответы в порядке возрастания.
-29, -7, -6, 3, 19 ( ТИТЛО)
К | Л | Ш | О | А | ! | |
1)409+у=511 | 12 | 201 | 102 | 112 | 205 | 920 |
2)802-х=416 | 386 | 385 | 1218 | 396 | 286 | 1217 |
3)9х-7х=210 | 98 | 70 | 87 | 105 | 104 | 17 |
4)23х-27=2250 | 100 | 99 | 2213 | 2103 | 89 | 98 |
5)18(15-х)=216 | 12 | 201 | 18 | 5 | 3 | 7 |
6)198:n=18 | 105 | 101 | 13 | 8 | 9 | 11 |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
102 | 386 | 105 | 99 | 3 | 11 |
Ш | К | О | Л | А | ! |
Решите уравнение:
Изучение нового материала.
Подготовительная работа.
Вспомните, как к числу прибавить сумму двух чисел и разность двух чисел.
Запишите это свойство с помощью букв.
a + (b + c)= a + b + c; a + (b – c)=a + b - c
Запишите в буквенном виде свойство вычитания из числа суммы и из числа разности.
a - (b + c)=a – b – c; a – (b – c)= a –b +c
2.Работа над новой темой.
Преобразование выражений, содержащих скобки, таким образом , что их можно записать без скобок, называют раскрытием скобок.
Правила раскрытия скобок основываются на свойствах сложения и вычитания, которые мы сегодня вспомнили.
3. Работа с учебником.
а) Первое правило раскрытия скобок.
Если перед скобками стоит знак +, то можно опустить скобки и этот знак +, сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках. Если первое слагаемое в скобках записано без знака, то его надо записать со знаком +.
Найдите значение выражения:
-6,23 + (6,23 – 8,95) =
-6,23 +6,23 -8,95= 0 – 8,95= -8,95
На чем основано сложение чисел -6,23 и 6,23 ?
(На свойстве сложения противоположных чисел.)
Чему равна их сумма?
( 0 )
б) Что обозначает запись –а ?
(Число, противоположное числу а)
А запись -( -а)?
(Число, противоположное числу –а.)
Чему это равно?
( а.)
- ( - а) = а
в) Найдите значение выражения: - ( -8 + 5 ).
1 способ - ( -8 + 5) = - (- 3 ) = 3 Сначала мы сложили числа -8 и 5, затем нашли число, противоположное числу -3.
2 способ - ( -8 + 5 ) = 8 – 5 = 3 Сначала найдем числа, противоположные данным слагаемым (т.е. мы изменим их знаки), а потом сложим эти числа.
Чтобы записать сумму, противоположную сумме нескольких слагаемых, надо изменить знаки данных слагаемых.
- ( а + b) = -а – b.
Пример: - ( -9 + 5 ) = 9 – 5 = 4
Второе правило раскрытия скобок.
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак -, надо заменить этот знак на +, поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные, а потом раскрыть скобки.
Вот как эти правила звучат в стихотворной форме:
Перед скобкой плюс стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой минус строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять
( - 2а + 3b ) + ( - 4с + d ) = 2а – 3b – 4с + d.
Знак минус - очень коварный, это «сторож у ворот» (скобок) и выпустит только тогда, когда все члены поменяют «паспорта» (знаки).
Знак минус – кирпич, дорожный знак «Въезд воспрещен».
Самостоятельная работа.
ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2.
Раскройте скобки: Раскройте скобки:
(a – b) + (c – d) 1) (a – b) – ( c – d)
- ( -a + b ) – ( -c – d) 2) – (- a – b) + (-c –d)
(a +b) – (c +d) 3) ( a + b) + ( -c +d)
- (a + b) + ( - c – d) 4) – (a – b) + ( c – d)
- ( a – b) – ( c + d) 5) – (a + b) – ( c + d)
ПРОВЕРЯЕМ !!!!!
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
a – b + c – d 1) a – b – c + d
a – b + c + d 2) a + b – c – d
a + b – c – d 3) a + b – c + d
- a –b –c – d 4) – a + b + c – d
- a + b – c – d 5) – a – b – c – d
Критерий оценивания:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки и более – «2»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.