Классификация форм воспитания
В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т.е. влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся.
Любая форма внеурочной деятельности имеет цель развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и т.д. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.
Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:
простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Месячник по благоустройству микрорайона школы»);
групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные;
традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон);
спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;
регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания;) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);
многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В,А. Караковский);
система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И.Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П.Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания воспитывающей деятельности, но и четкости, выразительности ее организационных форм. Недооценка форм, их однотипность снижают интерес детей к деятельности, порождают инфантильность, скуку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.