Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Оценка 5

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Оценка 5
pptx
28.11.2020
Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Война и мир.pptx

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстой

I. История создания романа. Особенности жанра

I. История создания романа. Особенности жанра

I. История создания романа. Особенности жанра

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в…

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в…

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!
Н.Страхов

Путь к роману «Война и мир» Психологизм трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852 – 57гг

Путь к роману «Война и мир» Психологизм трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852 – 57гг

Путь к роману «Война и мир»

Психологизм трилогии
«Детство», «Отрочество»,
«Юность» (1852 – 57гг.)


Правдоискательство и
деромантизация войны
«Севастопольских рассказов»
(1855 г.)


Народность
повести «Казаки» (1862 г.)

«Война и мир»
(1863 -1869 г.г.)

В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя

В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя

1863-1869 г.г.

В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.
Л.Толстой

Развитие замысла «Я старался писать историю народа» 1856 г

Развитие замысла «Я старался писать историю народа» 1856 г

Развитие замысла «Я старался писать историю народа»

1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским
роман «Декабристы»
(герои – Пётр и Наталья Лобазовы)

1825 г. Восстание на
Сенатской площади

1812 г. Отечественная
война

1805 г. Война с Наполеоном
в союзе с Австрией

Поиски заглавия «Три поры» «1805 год» «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

Поиски заглавия «Три поры» «1805 год» «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

Поиски заглавия

«Три поры»

«1805 год»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

«Война и мир»

Смысл заглавия «Война и мир»

Смысл заглавия «Война и мир»

Смысл заглавия

«Война и мир»

Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
Спокойствие, тишина.
Человеческое общество, община (миръ)

Вооружённая борьба между государствами или народами.
Борьба, враждебные отношения с кем – чем - нибудь

Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом

Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом

Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А.В.Луначарский

«Война и мир»

Кутузов
Болконские
П.Безухов
Ростовы

Наполеон
Александр Первый
Курагины

Источники произведения Семейные предания

Источники произведения Семейные предания

Источники произведения

Семейные предания
Севастопольский опыт
Исторические документы
Частные письма
Воспоминания участников событий
Поездка на Бородинское поле

Проблематика произведения Роль личности и народа в истории

Проблематика произведения Роль личности и народа в истории

Проблематика произведения

Роль личности и народа в истории
Смысл человеческой жизни
Совершенствование общества и человека
Роль дворянства в истории государства
Истинные и ложные ценности
Вера
Жизнь и смерть
Истоки войны и её последствия

Эпоха в романе 1 том - события 1805 года (война

Эпоха в романе 1 том - события 1805 года (война

Эпоха в романе

1 том - события 1805 года (война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)

2 том – 1806 - 1807 гг (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)

3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г. (переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)

Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)

Жанр произведения – роман - эпопея

Жанр произведения – роман - эпопея

Жанр произведения – роман - эпопея

Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса, произведение, изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
Для эпопеи характерны:
- широкий географический охват,
- отражение жизни и быта всех слоев общества,
- народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)
Таким образом,  в произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т.д. Это позволяет характеризировать его как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой.

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Прототипы романа Работая над фамилиями вымышленных персонажей (придумать имена и фамилии для полутысячи человек — уже немалый труд),

Прототипы романа Работая над фамилиями вымышленных персонажей (придумать имена и фамилии для полутысячи человек — уже немалый труд),

Прототипы романа

Работая над фамилиями вымышленных персонажей (придумать имена и фамилии для полутысячи человек — уже немалый труд), Толстой пользовался такими тремя основными путями: использовал реальные фамилии; видоизменял реальные фамилии; создавал абсолютно новые фамилии, но по моделям реальных.
Многие эпизодические герои романа носят вполне исторические фамилии — в книге упоминаются Разумовские, Мещерские, Грузинские, Лопухины, Архаровы и др. А вот главные герои, как правило, имеют вполне узнаваемые, но все же ненастоящие, зашифрованные фамилии. Причиной этого обычно называют нежелание писателя показать связь персонажа с каким-нибудь конкретным прототипом, у которого Толстой брал лишь некоторые черты. Таковы, например, Болконский (Волконский), Друбецкой (Трубецкой), Курагин (Куракин), Долохов (Дорохов) и другие. Но, конечно, не мог Толстой полностью отказаться от вымысла — так, на страницах романа появляются звучащие вполне благородно, но всё же не связанные с конкретной семьёй фамилии — Перонская, Чатров, Телянин, Десаль и т. д.
Известны и реальные прототипы многих героев романа. Так, Василий Дмитриевич Денисов — друг Николая Ростова, его прототипом стал знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов. Знакомая семьи Ростовых Мария Дмитриевна Ахросимова была списана с вдовы генерал-майора Настасьи Дмитриевны Офросимовой. Кстати, она была настолько колоритна, что появилась и в ещё одном знаменитом произведении — почти портретно её изобразил в своей комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов.
Её сын, бретёр и кутила Фёдор Иванович Долохов, а позднее один из лидеров партизанского движения воплотил в себе черты сразу нескольких прототипов — героев войны партизан Александра Фигнера и Ивана Дорохова, а также знаменитого дуэлянта Фёдора Толстого-Американца.
Старый князь Николай Андреевич Болконский, престарелый екатерининский вельможа, был навеян образом деда писателя по матери, представителя рода Волконских. 

Интересные факты Исследователи подсчитали точное количество героев «Войны и мира» — их в книге встречается ровно 559, и 200 из них — вполне исторические лица

Интересные факты Исследователи подсчитали точное количество героев «Войны и мира» — их в книге встречается ровно 559, и 200 из них — вполне исторические лица

Интересные факты

Исследователи подсчитали точное количество героев «Войны и мира» — их в книге встречается ровно 559, и 200 из них — вполне исторические лица. У многих из оставшихся есть реальные прототипы.
В названии романа слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное «миръ»), а не в значении «окружающий мир» (дореволюционное «мiръ»). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием «Война и миръ», и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix». Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как «мiръ», до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.
Лев Толстой весьма скептически относился к своим «главным произведениями» — романам «Война и мир» и «Анна Каренина». Так, в январе 1871 года он отправил Фету письмо, в котором написал: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Спустя почти 40 лет он не изменил своего мнения. 6 декабря 1908 года в дневнике писателя появилась запись: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными». Есть и ещё более позднее свидетельство. Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность к тому времени общепризнанному классику за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Ответ Толстого был таков: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам». Был ли Толстой искренен? Возможно, была тут доля авторского кокетства, хотя весь образ Толстого-мыслителя сильно противоречит этой догадке — уж слишком серьёзным и непритворным человеком он был.
Отказался быть кандидатом  на Нобелевскую премию по литературе за 1906г.


Помимо общепринятой существует и другая версия романа

Помимо общепринятой существует и другая версия романа

Помимо общепринятой существует и другая версия романа. Это та самая первая редакция, которую Лев Толстой принёс в 1866 году в Москву издателю Михаилу Каткову для публикации. Но издать роман в этот раз Толстой не смог. Катков был заинтересован в том, чтобы продолжать печатать его кусками в своём «Русском вестнике». Другие же издатели вообще не видели в книге коммерческого потенциала — слишком длинным и «неактуальным» казался им роман, так что они предлагали автору издать его за свой счёт. Были и другие причины: возвращения в Ясную Поляну требовала от мужа Софья Андреевна, не справлявшаяся в одиночку с ведением большого хозяйства и присмотром за детьми. Кроме того, в только что открывшейся для публичного пользования Чертковской библиотеке Толстой нашёл много материалов, которые непременно захотел использовать в своей книге. А потому, отложив издание романа, проработал над ним ещё два года. Однако первый вариант книги не исчез — он сохранился в архиве писателя, был реконструирован и опубликован в 1983 году в 94-м томе «Литературного наследства» издательства «Наука». Вот что написал об этом варианте романа издавший его в 2007-м глава известного издательства Игорь Захаров:
«1. В два раза короче и в пять раз интереснее. 2. Почти нет философических отступлений. 3. В сто раз легче читать: весь французский текст заменён русским в переводе самого Толстого. 4. Гораздо больше мира и меньше войны. 5. Хеппи-энд...».
Рукопись романа «Война и мир» содержит около 5 тысяч листов вариантов и корректур. По свидетельствам исследователей, роман переписывался 8 раз, а отдельные его эпизоды — более 25 раз.




Эпизод «Салон Анны Павловны Шерер»

Эпизод «Салон Анны Павловны Шерер»

Эпизод «Салон Анны Павловны Шерер»

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Вопросы для анализа: Петербург

Вопросы для анализа: Петербург

Вопросы для анализа:
Петербург. Июль 1805 г.
1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?
2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.
3. Почему князь Василий Курагин приехал первым?
4. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей?
5. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке?
6. О чем говорят в салоне?
7. Выделите определяющие черты светского общества.
8. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?
9. Какие художественные средства использует автор для характеристики светского общества?
Портрет, создаваемый Л.Н. Толстым
Естественность знакомства через внешность.
Психологическое наполнение портрета.
Несколько деталей, постоянных примет у героя.

10. В чем смысл введения «анекдота» князя Ипполита в конце вечера?

Выводы. - В сатирическом освещении даны

Выводы. - В сатирическом освещении даны


Выводы.
- В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер.
За характеристиками завсегдатаев и хозяйки — авторская ирония.
Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру — вот интересы и цели высшего света. Определяющая черта «высшего света» -«всепроникающая фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.
- Пьер Безухов — «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх.
- Андрей Болконский — «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света. (Он для них – свой, они для него – чужие).

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении Болконских»

В доме Ростовых (т. I, ч. I, гл. 7— 11, 14—17).
Беседа по вопросам:
1. Где живут Ростовы? Какова общая атмосфера в семье?
2. Кратко перескажите эпизод «Именины Ростовых». Перечислите гостей. Обратите внимание на внешность, поведение, манеру общения гостей.
3. Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все?
4. Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице («казаку», «зельё девке»)?
5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
6. Как развлекается молодежь у Ростовых?
7. Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты».)

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении Болконских»

В имении Болконских Лысые Горы. (т. I, ч. I, гл. 22 — 25).
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении?
3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?
5. Вспомните Курагиных. Почем Толстой не называет их семьей?

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении

Эпизоды «В доме Ростовых. В имении Болконских»

Выводы.
Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию автора. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.
Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские — сдержанные люди, у них не принято откровенничать. Безошибочным чутьем «угадывает» старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. А таким не место в их доме.
Болконские — люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Вопросы для анализа: Москва. 1805 г

Вопросы для анализа: Москва. 1805 г

Вопросы для анализа:
Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.
1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.
2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?
3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля?
4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?

Эпизод «В доме графа Безухова»
(т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18—21).

Изображение войны 1805 – 1807 гг 1

Изображение войны 1805 – 1807 гг 1

Изображение войны 1805 – 1807 гг

1. Смотр под Браунау (т 1 ч 2 гл 1 - 2)
— Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
— Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
— В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
— Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
— Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
— Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к народу и о
высоком духе русской армии.
2. Переправа через реку Энс (т 1 ч 2 гл 6 - 8)
— Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
— Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?
— Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
— Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Вывод. Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг Шенграбенское и Аустерлицкое сражение

Шенграбенское сражение (т. I, ч. II, гл. 1 – 2, 17 — 21).
Беседа по вопросам:
1. Как показано Шенграбенское сражение? Обратите внимание на особенность композиции описания сражения.
2. Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения?
3. Почему Жерков, Долохов и Тушин в одинаковой ситуации ведут себя по-разному (т 1 ч 2 гл 20 – 21)? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина?
4. Линия Николая Ростова (ч 2 гл 4, 8, 15, 19).
4. В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»?

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг Шенграбенское и Аустерлицкое сражение

Аустерлицкое сражение (т. I, ч. III, гл. 14 — 19).
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем. Какова роль такой детали как туман?
2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? Сбылись ли их мечты?
3. Каким видим Наполеона? Кутузова?
4. Расскажите о сражении. В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев? (ч 3 гл 15 – 16)
5. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно?
6. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица» (ч 3 гл 16, 19)
7. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? (ч 3 гл 16)

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг Шенграбенское и Аустерлицкое сражение

Решающее сражение в кампании 1805 — 1807гг. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель — задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию

Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя»

Цель сражения благородна и понятна солдатам

Цель сражения не понята солдатами

Поведение бойцов — героизм, подвиги

Поведение бойцов — неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея

Победа

Поражение

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг

Изображение войны 1805 – 1807 гг Шенграбенское и Аустерлицкое сражение

Выводы
1. Война — это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война — это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план следующие качества: мужество, патриотизм, героизм.
2. Толстой утверждает определяющую роль народных масс в истории (в этом его сила) и одновременно — стихийность, как важнейшую основу действий народа (в этом его слабость). И еще — писатель утверждает значение морального фактора в войне. Сила духа, стойкость духа русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
3. Войны изображаются и оцениваются писателем по-разному: Толстой различает захватнические и потому не имеющие оправдания «войны царей» и полные истинного героизма «войны народов».
4. Война 1805—1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу («Война царей»). Кутузов ставил задачу — вывести русскую армию из войны, спасти ее.

Жизненные искания Андрея Болконского и

Жизненные искания Андрея Болконского и

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость»

(из письма Л.Н. Толстого от 18 октября 1857 г.)

Общие периоды Жизненный путь Болконского

Общие периоды Жизненный путь Болконского

Общие периоды

Жизненный путь Болконского. Дорога чести»

Наблюдатели
за образом Андрея Болконского

Жизненный путь Пьера Безухова. «...Видите, какой я
добрый и славный малый»

Наблюдатели за
образом Пьера Безухова

I. Первое знакомство. Отношение
к светскому обществу

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1, ч. 1, гл. III—V)

Портрет. Сопоставление с
другими героями. Речь. Происхождение.

Вечер у А. П. Шерер. Отношение к окружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1, ч. 1, гл.
II—V)

Портрет. Речь. По
ведение. Сопоставление с другими героями

II. Жизненные
ошибки — ошибочные мечтания и поступки —
кризис

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1, ч. 2, гл. III, XII).
Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на Батарее Тушина. Военный совет после битвы. Честный поступок
князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1, ч. 2, гл. XXI).
Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1, ч. 3, гл. XVI—XIX)

Портрет. Речь.
Манера поведения.

Сопоставление
с другими героями. Внутренний монолог.
Речь. Поведение.
Внутренний
монолог. Пейзаж

Кутежи в компании Анатолия
Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1, ч. 1, гл. 22; ч. 3, гл. I—II; т. 2, ч. 1, гл. IV—VI). Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2, ч. 2, гл. 1)

Портрет. Речь. Поведение.





Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог

III. Духовный кризис

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2, ч. 2, гл. 8 -9)

Портрет (глаза).
Внутренний
монолог -
рассуждение

На распутье (т 2 ч 2 гл 1)

Портрет. Внутренний монолог

Общие периоды Жизненный путь Болконского

Общие периоды Жизненный путь Болконского

Общие периоды

Жизненный путь Болконского. Дорога чести»

Наблюдатели
за образом Андрея Болконского

Жизненный путь Пьера Безухова. «...Видите, какой я
добрый и славный малый»

Наблюдатели за
образом Пьера Безухова

IV. Постепенное
пробуждение от
нравственного
кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2, ч. 3, гл. I). Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с
дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2, ч. 3, гл. I—III, ч 2 гл XI - XIII). Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2, ч. 3, гл. IV—VI, XVIII). Любовь к Наташе и разрыв с ней (т 2 ч 5 гл 21)

Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж.
Сопоставление
с другими героями. Диалог

Постепенное «пробуждение»
от кризиса. Стремление к
нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2, ч. 2, гл. III, XI, XII; ч. 3, гл. VII). Попытка принести пользу крестьянам;
преобразования в деревне (т. 2, ч. 2, гл. X). Разочарование и
в общественных начинаниях,
и в личном (т. 2, ч. 5, гл. I)

Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление
с другими героями и противопоставление им. Диалог

V. Андрей Болконский и Пьер
Безухов в период
войны 1812 года.
Сближение с
народом, отказ от
честолюбивых
мечтаний

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3, ч. 1, гл. XI; ч. 2, гл. V). Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска?
Его рассуждения о французах -захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3, ч. 2, гл. 24 – 25, 36-37)

Портрет. Внутренний монолог. Отношения
с другими героями. Пейзаж

Пьер и война 1812 года. На
Бородинском поле. Курган
Раевского — наблюдение за
бойцами. Почему Пьера
называют «наш барин»? Роль
Бородина в жизни Пьера.
Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной
Москве (т. 3, ч. 1, гл. XXII; ч. 2,
гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3, гл. IX, XXXVII, XXXIII—XXXV)

Портрет. Сопоставление с другими
героями

Общие периоды Жизненный путь Болконского

Общие периоды Жизненный путь Болконского

Общие периоды

Жизненный путь Болконского. Дорога чести»

Наблюдатели
за образом Андрея Болконского

Жизненный путь Пьера Безухова. «...Видите, какой я
добрый и славный малый»

Наблюдатели за
образом Пьера Безухова

VI. Последние
мгновения жизни
и смерть Андрея
Болконского.
Дальнейшая
судьба Пьера
Безухова

Встреча с Анатолием Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с
Наташей — прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3, ч. 2, гл.
37; т. 3, ч. 3, гл. 31 – 32, т 4 ч 1 гл 15 - 16)

Портрет. Внутренний монолог

Роль плена в судьбе Пьера.
Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4, ч. 1, гл. 9 – 13, ч 2 гл 11 – 14, ч 3 гл 12 - 15)

Диалог, внутренний
монолог, портрет,
сопоставление с
другими пленными

VII. После войны с
Наполеоном.
(Эпилог.)

Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом
тайного общества (эпилог, ч. 1, гл. 12, 14, 16)

Портрет. Речь

Роль семьи в жизни Пьера.
Любовь к Наташе и любовь
Наташи. Участие в тайных
обществах (т 4 ч 4 гл 15 – 20, эпилог, ч. 1, гл. 10 - 16)

Портрет. Речь

Таким образом, путь любимых героев Л.Н. Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Кутузов и Наполеон в романе «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Кутузов и Наполеон в романе «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Кутузов и Наполеон в романе

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Толстой Л. Н. «Война и мир»

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 1

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 1

Параметры сравнения

Кутузов

Наполеон

1

Внешность

Выразительные фигура, походка, жесты, мимика; то ласковый , то насмешливый взгляд; старческая кроткая улыбка, звездами морщинившаяся в углах губ и глаз

Потолстевшая короткая, маленькая фигура; жирная грудь, круглый живот; жирные ляжки коротких ног; суетливая походка; неприятно – притворная улыбка.

1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона? Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности обращает внимание читателей Толстой?

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 2

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 2

Параметры сравнения

Кутузов

Наполеон

2

Черты характера

Скромен; не кичится подвигами; лишен рисовки, хвастовства, притворства; истинный патриот

Самовлюбленный, самонадеянный, хвастливый позер; наглый и жестокий завоеватель

2. Выделите основные черты характера Кутузова и Наполеона

3. Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

Параметры сравнения

Кутузов

Наполеон

3

Отношение к солдатам, поведение

Проявляет постоянную заботу о солдатах (смотр под Браунау, перед сражением); ласков, знает в лицо (Тимохин); разговаривает просто и ясно; не покидает армию перед сражениями

Не заботится о солдатах, равнодушен к ним (переправа через Неман); далеко от армии в важные моменты (Бородинское сражение); произносит длинные воинственные речи

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 4

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 4

Параметры сравнения

Кутузов

Наполеон

4

Отношение Л.Н. Толстого

Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды

4. Как сам Толстой относится к Кутузову и Наполеону?

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 5

Параметры сравнения Кутузов Наполеон 5

Параметры сравнения

Кутузов

Наполеон

5

Талантливый полководец; истинно русский человек; мудрый исторический деятель; выразитель патриотического духа и нравственной силы русской армии. Далек от императора Александра

Человек, олицетворяющий антинародные интересы; палач народов. Ближе к императору Александру

5. Сделайте вывод: какие образы создал Л.Н. Толстой? К кому ближе император Александр?

Эпизод «Оставление Смоленска» (т

Эпизод «Оставление Смоленска» (т

Эпизод «Оставление Смоленска» (т. III. ч. II, гл. 4—5).
1) Как простой народ реагирует на происходящее?
2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора.
Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают город. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось врагу. «Земля горела под ногами французов!»
Эпизод «Оставление Москвы ее жителями» (т. III ч. I, гл. 18—23).
1). Как ведут себя жители Москвы?
2). Как решают помочь спасению Отечества Пьер Безухов, Ростовы, Болконский?
Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил... что он отдает тысячу человек и их содержание. Старик Ростов... согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества, собирает ополчение. Все это — первые проявления того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.
3) А как ведут себя в момент опасности для Родины представители чиновно - аристократического общества?
Те же были выходы, базы, тот же французский театр... те же интересы службы и интриги
4) Как отнеслись люди разных сословий России к решению Кутузова оставить Москву? Каково ваше мнение?
5) Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя победителями?

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Бородинская битва и ее значении в жизни

Бородинская битва и ее значении в жизни

Бородинская битва и ее значении в жизни России и в жизни
героев романа (т. III, ч. II)

1. Причины и условия сражения при Бородино. (Т. III, ч. II, гл. 19.)
2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем? (Т. III, ч. II, гл. 22—23.)
3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными. (Гл. 20.)
4. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером. (Гл. 24.)
«Исход сражения, — говорит Андрей, — зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате. Это чувство — народный патриотизм».
5.Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле?
6.Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений?
7.Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
8.Что пишет Л.Н.Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам?
9.Каков результат сражения?
10. Причины победы русских при Бородине и характер этой победы. Как отразилось мировоззрение Толстого на изображение им Бородинской битвы?

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Презентация по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Изображению подвига русского народа в

Изображению подвига русского народа в

Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812г. Толстой посвятил много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого патриотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все... Надо их казнить». Эти слова отражают дух самоотверженности, присущий всей армии.
Решающий момент в жизни страны и многих героев книги — Бородинское сражение. Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух русской армии в Бородинской битве — следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие этой минуты, осознает, что защищает Родину от врага.
Пьера на батарее Раевского поражает «страшный вид поля сражения». Он осознает, что война — это безумие. Солдаты заняты тяжелой, будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера — это открытие, он восхищен русскими солдатами.
Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную».
Французы потерпели поражение, потому что, по Толстому, нравственная сила французской армии была истощена.

Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя- гуманиста, заявившегося, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью, …война есть…

Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя- гуманиста, заявившегося, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью, …война есть…

  Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя- гуманиста, заявившегося, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью, …война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

Мысль народная» в романе « Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль

Мысль народная» в романе « Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль

«Мысль народная» в романе

«Чтобы произведение было хорошим,
надо любить в нем главную, основную мысль.
В «Войне и мире» я любил мысль народную,
вследствие войны 1812 года.
Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир»

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир»

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.
Основные конфликты романа — борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, — связаны с темой народной войны.
«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.
Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... —... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.
Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все они русские душой.
Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов — подлинно народный полководец. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.
Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».
Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них — запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».
Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Мысль семейная» в романе Что нужно для счастья?

Мысль семейная» в романе Что нужно для счастья?

«Мысль семейная» в романе

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям.
Л. Н. Толстой

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики

Ростовы

Болконские

Старшее поколение

Родители Ростовых хлебосольны, щедры, простодушны, доверчивы.
Отношения между родителями —
взаимоуважение, почтение.
Положение матери — положение хозяйки дома.
Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов

Старый князь Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах.
Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум.
«Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
Главная нравственная основа для него — честь

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики

Ростовы

Болконские

Отношения в семье между взрослыми и детьми

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких норм воспитания. Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное — любовь, жизнь по законам сердца

Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя
с людьми, окружающими его, был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность.
Почтение к отцу, который сам занимался
воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая, мужская любовь отца
Главное — жизнь по законам разума

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики

Ростовы

Болконские

Отношения между детьми

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу Заинтересованность в судьбе друг друга Занятия (увлечение пением, танцами). Главное в отношениях — душа

Сложность положения княжны Марьи в
семье — ей не с кем поделиться своей
духовной жизнью.
В отношениях с Андреем — глубокая
привязанность и любовь.
В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем).
Религиозность, доброта княжны Марьи

Близость к природе

Умение тонко чувствовать природу Ощущение гармонии человека и природы

Постижение вечности и величия природы князем Андреем
Постоянная жизнь в Лысых Горах — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя Болконского

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики

Ростовы

Болконские

Отношение к народу

Восприятие народности и близость к народу на эмоциональном уровне

Разумное восприятие народных проблем:
преобразования в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.
Отношения Андрея с солдатами

Патриотизм, отношение к войне

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай, Петя.
Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители Москвы

Глубокий патриотизм и отца, и детей.
Андрей сражается во время войны
1805—1807 гг., уходит в отряд Багратиона, в 1812 г. уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).
Старый князь Болконский сам пытается
защищать свою землю.
Княжна Марья отказывается от покровительства врагов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики Ростовы

Параметры характеристики

Ростовы

Болконские

Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони), проявление жесткости Николая по отношению к крестьянам.
Непрактичность, мотовство графа Ростова

Тяжелый, иногда самодурный характер
старого князя Болконского

Отношение автора к героям

Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, смысл жизни которой в семье

Княжна Марья тоже идеал женщины, которая, по мнению автора, способна быть хранительницей очага

Отношение автора к семьям

Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя

Автор любит эту семью. Хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты: в
старом князе Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что его мать была именно такой). Андрей Болконский воплощает мысли самого Толстого

Диалектика души» «Диалектика души» - умение глубоко показать внутренний мир героя

Диалектика души» «Диалектика души» - умение глубоко показать внутренний мир героя

«Диалектика души»

«Диалектика души» - умение глубоко показать внутренний мир героя. Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Проследи, как меняется портрет Наташи Ростовой в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.

— Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
— Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
— Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
— В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
— В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
— Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
— Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
— После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
— Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
— Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. ХХХ— ХХХII).
— После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
— Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020