МБОУ «Лицей №52»
Конспект открытого урока
по русскому языку во 2 «6» классе
Тема: Корень слова. Однокоренные (родственные) слова
Разработала
учитель начальных классов
Тайгибова З.М.
г. Махачкала
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями корень, однокоренные слова, учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность, память, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести диалог, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитать любовь и интерес к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная;
Методы обучения: иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично- поисковый.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный;
Средства обучения: слайды, тетради учащихся, карточки для парной работы, учебник «Русский язык. 2 класс.2 часть»
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль
Методическая цель: организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Ход урока
Этап урока |
Цель |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Методы |
Деятельность
учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Проверка
готовности обучающихся, их настроя на работу |
Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Ребята , давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам в гости. Улыбнемся друг другу .Пусть сегодняшний день принесет вам радость общения. Сегодня на уроке , ребята вас ожидает много интересных заданий, новых открытий , а помощниками вам будут внимание, находчивость , смекалка. Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час! |
|
Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Проверка домашнего задания
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая
работа. |
Подведение
детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана
работы |
-Что нужно было сделать в домашнем задании. Сверьте работы с доской Поднимите зеленые сигналы , если в домашнем задании нет ошибок. Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так .Молодцы ! Если в домашнем задании вы сегодня не допустили ошибок, поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак. Тетради организованно передайте на мой стол.
Открываем тетради и прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать. (сесть правильно, спина прямая , тетрадь с наклоном) записываем число, классная работа. На слайде написаны слова (сл3) с.бака гор.д д.ревня .тец п.нал м.дведь
|
Наблюдение,
проблемная ситуация. Работа по плану урока |
Организует
диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие
"орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет
совместно с обучающимися план урока |
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока |
Минутка
чистописания. |
Выход на тему урока |
1)
– Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если
их соединить, то получится слово.) Корень 1) подземная часть растения, 2) часть волоса, ногтя, зуба, 3)начало, источник чего-либо. 4) часть слова |
Наблюдение. |
Указывает
объект наблюдения |
Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания |
Работа
над темой. |
Подведение
детей к самостоятельному выводу |
– Какое значение этого слова будет интересовать нас? (часть слова) - Значит, какая тема нашего занятия? ( Корень. Однокоренные (
родственные) слова)
( сл 6) - Роль корня в слове? - Как выделить в слове корень? -Какие слова называются однокоренные (родственные )? |
Наблюдение, работа с текстом (сравнение) |
Организует подводящий диалог, записывает на доске задачи урока. |
Проговаривают ,что хотели узнать на уроке. |
Проверка
понимания способа действия. |
Коллективное выполнение задания. А начнем мы изучение нового материала со сказки. Послушайте сказку: (на доске дерево и к нему прикрепляются слова) (сл7)
( Изображение дерева на доске) (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять
в саду словесном ! - Как думаете как мы будем называть общую часть слов? ( корень) ( сл 8) В корне заключен главный смысл слова, это главная часть слова. От него « растут» другие слова, общая часть родственных слов. - Можно ли эти слова назвать родственными? -Кто такие родственники? ( родственники- это люди , которые произошли от одного рода , из одной семьи. Очень часто они похожи между собой. Их называли родственники) -Будут ли наши слова родственными? Почему ? ( слова произошли от одного слова ) - А как будут называть слова, у которых один корень ? ( однокоренные)
Докажем правильно ли мы сделали вывод , поработаем по учебнику. |
Доказатель-ство |
Дает
образец короткого доказательства |
Объясняют
написания слов, делают выводы. |
|
Первичное
закрепление нового материала |
Развитие
умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова, |
- От каких корней пошли новые слова?(Гриб , лес ) - Что общего в значении родственных слов ? ( все они связаны с лесом ) - А чем различаются? ( значением) |
Работа с учебником . с .56 упр 1,2. |
Проводит
инструктаж обучающихся. Организует выступление . |
Производят проверку. |
Выявление
однокоренных слов |
Прочитайте слова: (сл9) Мороз Морозный Заморозки Морозильник Морж - Будут ли эти слова родственными. (Нет . Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова , надо вдумываться в смысл слова. При подборе однокоренных слов, нужно обращать внимание на значение слов . т .к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов будет совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными ) -Какое слово лишнее ? Почему ? ( морж) -Выделите в оставшихся словах корень ( – мороз-) |
|
Помещает
слова |
Читают задания с доски и обьясняют свою позицию |
|
Физминутка |
Снятие усталости ( проводит ученик ) |
Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. |
Организует выполнение физминутки |
Выполняют гимнастику по упражнениям |
|
Упражнение в определение родственных слов |
Лиса, ёж, лисонька, ёжик, ежиха, лист, ежата, лисичка, лисица, Ежевика (сл10) Будьте внимательны, так как слова похожи. - Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными? |
1 ряд выписывают родственные слова к слову «ёж» 2 ряд выписывают родственные слова к слову «лис» |
Контролирует работу детей. |
Работают самостоятельно в тетрадях. 2 человека у доски. |
|
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Работа в паре. Каждой паре дается задание вырастить словесное дерево из слова- корня - стол- -глаз- -зуб- -дом- -рыб- -гор- - Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе? - Повернуться друг к другу в пол оборота. - Разговаривать негромкими голосами. - Слушать друг друга, не перебивая. - Исправлять ошибки, не обижая товарища. - Помогать друг другу. |
Рефлексия, контроль, |
Проводит
инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
|
Подбирают слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы с места. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию-
|
|
Упражнение в распознавании однокоренных слов |
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. (сл13) Игра называется «Засели домики». - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились - зим- Зима ,зимний ,зимовка, зимовать - мор- Морской, моряк, море, мороз. - вод – Вода, водичка, водный, водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики . - Проверяем, кто оказался лишним в 1 домике? Кто согласен – зеленый «светофор» - кто не согласен красный «светофор» -Какое слово лишнее докажите . Так же проверяется заселение во 2 и 3 домики. (-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . |
||||
Этап разъяснения домашнего задания |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
- Дифференцированная домашняя работа. (сл15) |
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
|
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) |
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний |
Урок наш окончен( сл 16) И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; Теперь я знаю что: Корень это – В корне заключён – Чтобы правильно выделить корень надо – …………
|
Рефлексия, КОД |
Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка |
Получают позитивный настрой от урока |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.