Методики, используемые при составлении «Портрета класса»
-анкета для учащихся «Определение доминирующих мотивов учения»;
-методика «Незаконченные предложения» С. Леви;
-опросник «Агрессивное поведение в классе»;
-методика «Анализ тревоги в классе»;
- опросник «Оценка психологического климата в коллективе» Л.Н. Лутошкин;
-тест «Дерево» (Л .П. Пономаренко);
-методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» (опросник для учащихся);
-опросник «Ваше отношение к наркотикам»;
-дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Климов) .
Мотивы обучения
Цель: выявление доминирующих мотивов обучения
1. Мотив долга и ответственности.
2.Мотивы самоопределения и самосовершенствования.
3. Мотивы собственного благополучия.
4. Мотивы престижности.
Мотивы содержания учебной деятельности.
Мотивы отношения к процессу учения.
1. Мотив долга и ответственности-85%
2.Мотивы самоопределения и самосовершенствования-75%
3. Мотивы собственного благополучия. -90%
4. Мотивы престижности-60%
Мотивы содержания учебной деятельности-85%
Мотивы отношения к процессу учения-70%
.
Оценка уровня психологической безопасности в образовательной среде
Цель: определить уровень психологической безопасности в классе (по мнению учащихся)
В сферу психологической безопасности образовательной среды вошли следующие показатели:
1.Отсутствие угроз со стороны учителей, администрации-94%
2.Уважительное отношение к себе, испытываемое со стороны участников образовательного процесса-83%
3.Сохранение личного достоинства-77%
4.Удовлетворенность в большой степени взаимоотношениями с учителями-75%
5.Обучение в школе позволяет постоянно совершенствовать свои возможности-67%
В сферу наличия угроз психологической безопасности образовательной среды вошли следующие показатели:
1.Отсутствие учета личных проблем и затруднений-15%
2.Не считают свое обучение в школе интересным -10%
3.Отсутствие возможности высказать свою точку зрения-25%
4.Отсутствие возможности проявлять инициативу, активность-15%
5.Игнорирования преподавателями, администрацией-0%
6.Принуждения делать что-либо против Вашего желания со стороны преподавателей, администрации-10%
7.Не видят возможности обратиться за помощью-0%
8.Не защищенность от публичного унижения, оскорблений одноклассников-5%
9.Не защищенность от публичного унижения, оскорблений преподавателей-0%
Рекомендации классному руководителю
В целях профилактики в данном классе проявлений агрессивного, суицидального поведения, психологического дискомфорта, снижения учебной мотивации, самооценки, повышения уровня тревожности, развития склонности к употреблению наркотических веществ, необходимо:
1.Активизировать работу классного самоуправления.
2. Активно использовать формы обучения и внеклассных занятий, проводимых в режиме диалога и взаимодействия учителя и учащегося. К таким формам относятся (групповые дискуссии, «круглые столы», «мозговой штурм», ролевое моделирование, деловая игра, проектная деятельность, метод обратной связи и др.).
3.Проводить профилактику агрессивного, суицидального поведения, склонности к употреблению ПАВ с планированием мероприятий, направленных на сплочение группы, командообразование, развитие толерантных качеств, коммуникативных умений с привлечением педагога – психолога, социального педагога и других специалистов.
4. Повышать социальные и коммуникативные компетенции учащихся, планировать классные мероприятия по их развитию (с привлечением школьного педагога-психолога, специалистов городского ППМС центра «Выбор»).
5. Неукоснительно соблюдать педагогическую этику во взаимоотношениях с обучающимися.
6. Применять личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении учащихся.
7.Изучать общественное мнения учащихся по вопросам их жизнедеятельности в школе для учета при планировании учебно – воспитательной работы, деятельности социально – психологической службы.
8. Проведение психологических занятий по развитию навыков противостояния негативной социальной среде, повышению уровня самооценки, умений самопрезентации, лидерских качеств личности, умений самомотивации к учебной деятельности, развитию способностей учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.