Формирование Функциональной грамотности – приоритетный вопрос развития образования
Выступление на заседании творческой методической группы учителей
приготовила:
Шестопалова Татьяна Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Половинкинская СОШ»
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать
в ней.
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе
формирования
навыков
мышления.
грамотность в чтении
способность человека к
пониманию письменных
текстов и использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Осознанное чтение
Основа саморазвития личности:
Понятие текста
Размышление над содержанием
Изложение мысли
Общение
грамотность в математике
Способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
грамотность в области естествознания
Способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
финансовая грамотность
была включена с 2012 года отдельным направлением оценки, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия
эффективных решений в
разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих
улучшению финансового
благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Глобальные компетенции
включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление учащихся.
Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:
1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;
2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
1. Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
2. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
3. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Задачи, которые нам предстоит решить:
1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы.
2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы.
3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.
4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.
ЛИТЕРАТУРА:
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся:
Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А.
Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. :
КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС
ООО).
Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с. : ил. — (Российский учебник : Успешный педагог XXI века).
Интернет - ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.