Конфликт
это сложный и динамический процесс, его понятие происходит от латинского слова "соnflictus" – столкновения.
это отсутствие согласия между двумя или больше сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
это особенный вид взаимодействия субъектов организации, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействиями другой, делают невозможной реализацию ее целей и интересов.
Основные причины конфликтов в организациях:
Ограниченность ресурсов, которые распределяются между разными группами.
Взаимозависимость заданий отдельных групп организации.
Расхождение целей.
Разные представления о ценностях.
Разная манера поведения, уровень образования и жизненный опыт.
Неудовлетворительные коммуникации.
"Давление" авторитета или лидера.
Виды конфликтов
Функциональные
полезные для членов трудового коллектива и ведущими к разрешению проблемы и к улучшению работы.
Дисфункциональные
это снижение производительности труда, личной удовлетворенности и ликвидация сотрудничества между членами коллектива.
4 типа конфликтов
1. Внутриличностный – это возникновение конфликта человека с самим собой.
2. Межличностный – это конфликт между отдельными людьми внутри группы.
3. Межгрупповой – это конфликт между группами, который порождается различиями во взглядах и интересах.
4. Смешанный – это конфликт между личностью и группой
Управление конфликтом
это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Для эффективного управления конфликтами менеджеру необходимо:
· определить его вид конфликта
· его причины
· его особенности,
· а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.
Управление межличностными конфликтами
Внутренний аспект
связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.
Внешний аспект
отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.
2 основных способа их разрешения конфликта
Административный
(один сотрудник кидает обвинения другому - даем задание написать объяснительную и заняться рабочими обязанностями)
Педагогический
(обоюдный анализ, мотивационно-ценностная педагогическая аргументация)
Двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии
В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).
Способы разрешения конфликта типа “личность-группа”
конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их;
конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из нее.
Способы разрешения конфликта типа “группа-группа”
организация переговорного процесса
заключение договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.
Структурные методы разрешения конфликта
разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.
Разъяснение требований к работе.
Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы.
Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
Общеорганизационные комплексные цели.
Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности.
Структура системы вознаграждений.
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Стресс
состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
ситуация, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны!
Чтобы управлять людьми, при этом достигая высокой производительности труда и низкого уровня стресса, менеджеру необходимо:
1) объективно оценивать способности, потребности и склонности работников и пытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;
2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого либо задания, когда у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно данное задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;
3) четко определять конкретные параметры полномочий, ответственности и производственных требований, применять двустороннюю коммуникацию;
4) использовать стиль лидерства, соответствующий данной ситуации;
5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
6) выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.