Цели урока: 1) обучающие: повторить изученное по теме « Лексика и фразеология», научить правильно определять лексическое значение слова, закрепить знания учащихся о группах слов в лексике, закрепить знания о фразеологических оборотах и особенностях определения их лексического значения.2) развивающие: формирование умений определять лексическое значение слов, совершенствовать навыки работ со словарями, развитие речи, развитие образного мышления. 3) воспитательные: воспитание уважительного отношения к языковым явлениям.
УРОК – КОНКУРС В 7 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
«ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»
( повторение)
Эпиграф к уроку
Нет ничего такого в окружающей нас жизни,
что нельзя было бы передать русским словом.
К.Г. Паустовский
О какой группе слов идет речь?
………..-( в переводе с греческого означает «наречие, говор»). Эти слова бытуют в говорах ( наречиях) на определенной территории страны.
Например: СТРОГАНИНА – «на севере: настроганное мороженое мясо или рыба»,БОЛЬШАК – « старший в доме».
Угадай название термина
……..-это новые слова, еще малоизвестные, с ощутимой «свежестью» для носителей языка. Появляются при заимствовании или создаются в процессе словообразования, переосмысления русских слов. Данное определение применимо к слову лишь до тех пор, пока оно не стало общеизвестным.
Укажите название данной группы слов.
……. – ( в переводе с французского – «условный язык») это условные наименования, заменяющие точные, терминологические; они приняты в определенной профессиональной, социальной , возрастной группе.
Например: восьмерка, тусовка, напрягать и т.п.
Как называются эти слова ?
……… принадлежат речи представителей определенной профессии, коллектива, являются как бы «неофициальными терминами».
Например : ПЕРЛИНЬ – пеньковый корабельный тросс толщиной от 10 до 15 см по окружности ( морское).
Устаревшие слова
…….. называют явления, ушедшие в прошлое. Они не имеют синонимов в современном языке.
Например: БОГДЫХАН- неофициальное название китайского императора у русских в 16-17 вв..
……….- собственно устаревшие слова. Вместо этих слов для названия понятий, действий, явлений, ныне существующих и известных, обычно используются другие слова (синонимы)- новые звуковые комплексы . Например:
ПИИТ (поэт)
составьте словосочетания
Шелковистая поступок
именитый ручеек
героический столпотворение
вавилонское пейзаж
говорливый травушка
прекрасный характер
железный боярин
Разделите слова на две группы: архаизмы и историзмы.
Рамена, долонь(длань), бояре, лапти, треуголка, очи, выя, поместье, десница, светец, перст, кибитка.
антонимы, омонимы , синонимы
И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Жизнь человеческая подразделяется на будни, которых в ней много, и праздники, которых в ней мало.
Дома новы, да предрассудки стары.
антонимы, омонимы , синонимы
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает
Часто часы бьют, но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
Ключ – тот, что жажду в лесу утоляет.
Ключ от квартиры – обычный, дверной –
Не напоит нас водой ключевой.
антонимы, омонимы , синонимы
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
(А.С.Пушкин)
антонимы, омонимы , синонимы
Едут они степями, едут лугами.
А день такой жаркий, такой знойный.
Подъехали к колодцу. А колодец завыл, завопил дурным голосом.
Припомните род заимствованных из иностранных языков существительных и допишите окончания прилагательных в следующих примерах:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, металлическ… шасси, тепл… кашне, золот… пенсне, интересн… интервью, седьм… авеню, известн… кафе, сладк… какао, обеденн … меню, черн… вуаль, старинн… рояль, ответственн… жюри, старинн… пианино.
Русский народ создал
русский язык, яркий, как
радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы,
певучий и богатый,
задушевный, как песня над
колыбелью.
( А.Н. Толстой).
Русскую речь надо хранить и
беречь, как русскую природу :
она
столь же прекрасна и
беззащитна.
Р. Зеленая.
в ы в о д
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.