Наречия
являются самостоятельной частью речи;
обозначают признак действия, предмета, другого признака или указывают на них и отвечают на вопросы когда? где? куда? откуда? как? почему? зачем? насколько?
не изменяются, но некоторые могут иметь степени сравнения;
могут относиться к глаголу, существительному, прилагательному или другому наречию;
в предложении чаще всего являются обстоятельствами, но могут употребляться в роли несогласованного определения и именной части составного сказуемого.
Вопросы, на которые отвечают наречия | Значение наречий | Примеры |
Как? Каким образом? | наречия образа действия | Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ... |
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | времени | Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ... |
Где? Куда? Откуда? | места | Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ... |
Почему? Отчего? | причины | Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому. |
Зачем? С какой целью? Для чего? | цели | Нарочно, назло, незачем, затем, зачем. |
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? | меры и степени | Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ... |
Степени сравнения наречий
Сравнительная степень | |
простая | составная |
-ее (-ей), -е, -ше | наречие + более/менее |
интересно -> интереснее чисто -> чище хорошо -> лучше | более интересно менее интересно |
Превосходная степень | ||
Сравнительная степень | + | местоимение "всех" (лучше всех) |
Слова категории состояния (предикативные наречия)
обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды, а также возможность, долженствование или необходимость (Мне радостно. В поле тихо. Не нужно плакать.);
не изменяются (но некоторые могут иметь степени сравнения, например: светлее, более светло, светлее всего);
выступают в роли предиката, то есть сказуемого (лат. praedicatum), в безличных предложениях (На душе радостно).
Отличие омонимичных форм на -о
Слова категории состояния | Наречие | Краткое прилагательное |
обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды, а также возможность, долженствование или необходимость | обозначают признак действия | обозначают признак предмета |
Сравните
Слова категории состояния | Наречие | Краткое прилагательное |
На душе спокойно. | Степь спит (как?) спокойно. | Море (каково?) спокойно. (двусоставное предложение) |
Задание 1. Спишите предложения. Определите морфологический статус выделенных слов: а) прилагательное; б) наречие; в) слово категории состояния; укажите синтаксическую роль.
Задание №2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, объясните написание.
Братья (н...)сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.).
Думать было (н...)когда, уходить (н...)куда (Б. П.).
Он (н...)где не мог найти работы (Пауст.).
До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н...)когда не врал (Пауст.).
Только казакам (н...)(от)куда взяться (Сер.).
(Н…)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).
Местность кругом была ровная, прятаться было (н...)где (Б. П.).
В Головлеве он (н...)(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.).
Честно говоря, детские и юношеские годы (н...)когда не обходятся без экзотики (Пауст.).
Где (н...)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).
Обратите внимание!
Если отнестись к этому явлению (как?) по-доброму (наречие), то оно и видеться будет по-другому.
По (какому?) доброму (прилагательное) взгляду можно узнать хорошего человека.
Задание 5. Спишите, обозначьте графически средства образования наречий.
Пельмени (по)сибирски были его коронным блюдом.
Вот в Москве метель как-то не чувствуется. (Во)первых, каменные дома, а (во)вторых, очень много населения.
Разговор (по)прежнему вёлся хозяйственный, (по)крестьянски обстоятельный.
Здесь всё просто, (по)семейному.
Попадались в ней [книге] страницы, написанные (по)французски и (по)немецки, часто (по)латыни, реже (по)гречески.
В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.).
Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню.
Приходилось ли вам когда(либо) читать пьесу один на один кому-нибудь?
Наречия, образованные следующими сочетаниями | Примеры |
1. Приставка + прил. на –УЮ | Вслепую, наудалую |
2. Приставка в-, на- + собирательное числит. | надвое, вдвое |
3. Приставка + наречие | донельзя, наскоро |
4. Приставка + прил. (краткое) | смолоду, сгоряча |
5. Приставка + местоимение | вничью, вовсю, совсем |
6. Приставка + существительные с пространственным и временным значением (если нет пояснит. слова) | навеки, вверху, вмиг |
Наречия, образованные следующими сочетаниями | Примеры |
7. Наречия с приставками: впри- , впол-, враз-,вна-, впере-, вполу- врас-, навы-, напере-,вза- | вприпрыжку, вперемешку |
8. Приставка + слова, которые в современном языке не употребляются. | вдоволь, наспех, спросонок |
Наречия, образованные следующими сочетаниями | Примеры |
Предлог по + собирательное числительное | по двое, по трое |
2. Предлог, оканчивающийся на согласную + сущ., начинающееся с гласной | в одиночку, без умолку, в охапку, в открытую |
3. Предлог + существительное на –АХ (во множественном числе) | в ногах, на днях |
4. Наречия, образованные повтором сущ., если второе сущ. – в Т.п | честь честью, дурак дураком |
Наречия, образованные следующими сочетаниями | Примеры |
5. Наречия, образованные повтором сущ. с предл. между ними | двое на двое, один на один, бок о бок |
6. Наречные сочетания, которые имеют две и более падежные формы | на карачки – на карачках;под мышку – под мышкой – |
7. Наречия, в которых есть возможность без изменения смысла между предлогом и именем существительным вставить определяющее слово (имя прилагательное, имя числительное, местоимение) | на (полном) скаку, на (твой) выбор |
Отличить эти части речи помогает наличие зависимого (пояснительного) слова, которое может относиться только к существительному с предлогом.
Наречие | Существительное |
Внизу раскинулся лес. | В низу этой горы расположен лес. |
Птица устремилась ввысь. | Птица устремилась в высь неба. |
Сначала подумай – потом говори. (СНАЧАЛА – наречие, т.к. нет зависимого слова) | С начала года прошло две недели. |
Он вконец утомился. | Он встал в конец очереди. |
Задание 6. Раскройте скобки, объясните написание слов, указывая часть речи.
(В) век не забыть мне друга - (в) век электроники; (во) время каникул; (в) растяжку произносить слова - (в) растяжку отдать обувь; (к) верху поднять глаза поднимается дым - (в) высь небесную взлетел голубь; (на)верх взбежать по ступенькам - (на) верх горы подняться; (на) лицо были недочёты - (на) лицо упала прядь волос; (в) конец разобидеться на всех - (в) конец романа заглянуть; (в) дали видны горы - (в) дали голубой скрылся корабль; (в) пору сапоги - (в) пору военную; (в) даль ушел караван - (в) даль туманную мчится поезд; (в) тайне готовить подарок - (в) тайне надо разобраться и раскрыть её.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.