Идеальная среда для профилактики риска суицидального поведения обучающихся
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств.
Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи:
что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство,
что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством,
что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Профилактика суицида-
это совместная работа
Title
Зам. дир. по УВР
Педагоги
Психолог, социальный педагог
Родители
Сверстники
Участковый
инспектор
Медработники
Модель суицидальной профилактики
Первичная
Вторичная
Четвертичная
Третичная
Профилактика суицида
Профилактика суицида- это целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики
Первичная профилактика –
общая профилактика
Создание эффективной модели взаимодействия школы и семьи
Организация внеклассной воспитательной работы
Создание здоровой среды в школе,
так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Создание программ психического здоровья
Content Title
Цель - повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата.
Задачи педагога-психолога
на данном этапе
Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей
Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.
Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп
Мероприятия
диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата;
тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах;
групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов;
а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, и пр.).
Второй уровень –
первичная профилактика
Углуюленная диагностика суицидального поведения
Оказание поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей с целью предупреждения самоубийств
Осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения.
Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.
Задачи педагога-психолога
на данном этапе
Разработать памятки для родителей и педагогов
Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка
Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия,
целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения,
реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я,
Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации
Content Title
На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей
Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить уровень депрессии,
Мероприятия
Углубленная психологическая диагностика суицидального риска детей из группы «риска»
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии
Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние
Третий уровень –
вторичная профилактика
Цель: предотвращение суицида
Осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства.
Задачи педагога-психолога
на данном этапе
Связаться с семьей, друзьями
Направить к психотерапевту (психиатру)
Обсудить альтернативы самоубийства
Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства)
Content Title
Предложить подростку эмоциональную поддержку
Проработать суицидальные чувства .
Мероприятия
Оценка риска
самоубийства
Оповещение родителей, учителей ,
запрос помощи
медучреждений
Индивидуальные
консультации и занятия
с детьми и подростками
Четвертый уровень –
третичная профилактика
Предполагает мероприятия,
снижающие последствия и
Уменьшающие вероятность
парасуицида, социальную и
психологическую
реабилитацию
суицидента и его
социального окружения.
Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов
Задачи педагога-психолога
на данном этапе
Мониторинг состояния подростка
(метод наблюдения, метод интервью, метод опроса)
Организация консультаций для включенных
Организация групповой работы в классе и включение
в нее подростка с целью восстановления
навыков адаптации
Индивидуальная коррекционная работа с подростком
Content Title
Определение типа постсуицидального состояния у подростка
На основании результата разработка шагов
социально-психологического сопровождения
(в том числе необходимость обращения к врачам).
Снятие стрессового состояния
у очевидцев происшествия
Оповещение, возможность
проконсультироваться
с психологом, внимание
к эмоциональному
климату в школе и его изменению
Глубинная психотерапевтическая
коррекция , обеспечивающая
профилактику образования
конфликтно-стрессовых
Мероприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.