Главная цель образования: формирование функционально-грамотной личности
способный принимать самостоятельные решения,
обладающий приёмами учения, самообразования,
умеющий жить среди людей,
готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Проблемно-диалогическая технология
Цель – обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно-диалогический урок
1. Актуализация учениками своих знаний.
2. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Проблемно-диалогическая технология
Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования («С одной стороны, а с другой стороны...», «Что удивляет? В чём затруднение?..», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...»)
Поиск решения – этап формулирования нового знания («Определите сами…» Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?...»)
Создание продукта – «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Анализ | Учитель | Ученики |
Постановка проблемы | – Ребята! У кого есть собака? | Поднимают руки. |
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)
Задание на сложение дробей (не изучали)
2/4 + 1/4 = ?
Учебник «Математика», 4 класс
Разные результаты (не знают правила):
Ответы:
3/4 или 3/8 ?
Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения)
Какая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Методы поиска решения учебной проблемы
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог?
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Технология проблемно-диалогического обучения
Является:
результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний
здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.