Презентация "Поэты и композиторы Ставрополья"
Оценка 4.6

Презентация "Поэты и композиторы Ставрополья"

Оценка 4.6
pptx
28.04.2020
Презентация "Поэты и композиторы Ставрополья"
Stavropolskie_pisateli_i_poety_1421681030_92294.pptx

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ЗЕМЛИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ЗЕМЛИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ
ЗЕМЛИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ

БУДЕТ РОДИНЕ ЛЕГЧЕ — БУДЕТ ЛЕГЧЕ

БУДЕТ РОДИНЕ ЛЕГЧЕ — БУДЕТ ЛЕГЧЕ

«БУДЕТ РОДИНЕ ЛЕГЧЕ — БУДЕТ ЛЕГЧЕ И МНЕ»

Владимир Григорьевич Гнеушев. Ушёл из жизни известный ставропольский и российский поэт и писатель

Владимир Григорьевич Гнеушев. Ушёл из жизни известный ставропольский и российский поэт и писатель

Владимир Григорьевич Гнеушев.
Ушёл из жизни известный ставропольский и российский поэт и писатель. Человек с большой буквы. Ушла целая эпоха – эпоха мужества и социальной справедливости, эпоха искренней дружбы, эпоха верности и любви не только к великому Отечеству, но и к Женщине, к Матери и к малой родине. Всё это присутствует в его стихах и прозе. И не просто присутствует, а составляет главное содержание всех его 30 книг, вышедших в различных издательствах России — от Ставрополя до Ленинграда и Москвы. Похоронен Владимир Григорьевич в Москве на Николо-Архангельском кладбище в Новокосино, хотя практически вся его жизнь была связана со Ставропольем. Здесь, в степном и полынном селе с загадочным ногайским названием Кевсала, в Ипатовском районе, он и родился в октябре 1927 года. С шести лет стал беспризорником. Воспитывался в детдомах и на улице. Частично учился в школах, а позднее органами НКВД был направлен в железнодорожное училище в г. Минеральные Воды, закончить которое не удалось из-за наступления немецкой армии на Северный Кавказ. После изгнания оккупантов работал в колхозе, а затем в Ставрополе на электростанции слесарем. В 1944-м добровольцем ушёл на фронт. Потом, пройдя войну, учился в Литературном институте имени Горького. Но главную школу журналистского и писательского мастерства Владимир Григорьевич, как он сам не единожды замечал, прошёл в молодёжной печати — сначала в краевой газете «Молодой ленинец», а затем сотрудничал как специальный корреспондент в «Комсомольской правде».

Мы помним его неповторимые корреспонденции и репортажи, душевные зарисовки и ранние стихи, своеобразные, по-гнеушевски крепкие и одновременно лиричные

Мы помним его неповторимые корреспонденции и репортажи, душевные зарисовки и ранние стихи, своеобразные, по-гнеушевски крепкие и одновременно лиричные



Мы помним его неповторимые корреспонденции и репортажи, душевные зарисовки и ранние стихи, своеобразные, по-гнеушевски крепкие и одновременно лиричные. Он всю жизнь всем своим творчеством боролся с бюрократами и чинушами, со всяческой нечистью, порочащей наше Отечество. Если представить ставропольскую литературу в виде гор Кавказского хребта, то одной из самых значительных вершин её будет творчество Владимира Гнеушева. Поэт, прозаик, драматург, публицист. Он отдал на суд читателей более трёх десятков своих книг, прочно заняв ведущее место в литературе ещё в 60-х годах прошлого века. Символично назвал он одну из своих ранних книжек «Якорей не бросать». Моряк не только по натуре и форме, но и по душевному содержанию, Владимир Григорьевич был всегда верен собственному девизу: «Будет Родине легче — будет легче и мне». Его книги не стоят на якорях, а продолжают уверенное движение по бурному океану нашего противоречивого времени… Рассказ о творчестве Владимира Гнеушева нужно начинать с ранних стихов поэта и с тоненькой книжечки поэта «Синяя птица», изданную в Ставрополе в 60-е годы пятнадцатитысячным тиражом. Представляете? Сейчас это сумасшедшая цифра. А тогда это был обычный тираж. Так наш самый читающий в мире народ любил литературу. Те ранние лирические стихи поэта звучат и сейчас, как радующая душу мелодия:


Пока мы дышим, видим, бродим И ощущаем силу плеч –

Пока мы дышим, видим, бродим И ощущаем силу плеч –


Пока мы дышим, видим, бродим И ощущаем силу плеч – Нет равнодушия в природе, Она полна цветов и встреч. И я, ловя себя на слове, Припоминаю этот день, Когда, свою надежду словно, Она в руках несла сирень. Цветы качались, пахли тонко, Качалось небо в облаках. И шла, едва дыша, девчонка На тонких-тонких каблуках. В ней было что-то от сирени, От щедрой свежести её И фиолетово синели Глаза, впадая в забытьё… Его стихи лишены крикливого пафоса, ложной многозначительности, они всегда были честны перед читателями и запоминаются неожиданной точностью и глубиной образа: «Кресты стоят на дедовских могилах, как мачты затонувших кораблей».

Творчество ставропольского поэта перешагнуло границы нашего сиреневого края, его знают и любят тысячи людей не только в

Творчество ставропольского поэта перешагнуло границы нашего сиреневого края, его знают и любят тысячи людей не только в

Творчество ставропольского поэта перешагнуло границы нашего сиреневого края, его знают и любят тысячи людей не только в России, но и далеко за её пределами. У поэта есть проникновенные стихи о нашем провинциальном фиолетовом Ставрополе , которые в своё время мне довелось читать по ту сторону Атлантического океана в Миннеаполисском университете в далёком 1980 году, когда в составе ставропольской делегации посещал Соединённые Штаты Америки. В актовом зале университета проходила встреча с местным обществом американо-советской дружбы. Среди присутствовавших было немало людей, знающих русский язык и в родословной которых были предки — выходцы из России. Я почувствовал, как в каждом из них сохранилось то великое чувство любви к родной российской земле, которое в полной мере присуще только одной нации в мире — русскому человеку. И когда мне дали слово, то вместо официальной речи я произнёс: «Друзья, вот послушайте стихи нашего земляка, известного российского поэта Владимира Гнеушева «Сирень в провинциальном городке», которые он посвятил Юрию Гагарину. И начал читать:



Сирень в провинциальном городке,

Сирень в провинциальном городке,

Сирень в провинциальном городке, Её с росою по утрам срезают, Отсюда уезжают налегке, И никогда назад не приезжают. То учатся, то мчатся по стране, То сонно отдыхают в самолёте, Страна однажды спросит их: «Пойдёте?» «Идём!» — они ответят в тишине. Они узнают тяжесть центрифуг, Безмолвие ощупают руками, Потом планету выпустят из рук, Обняв её прощальными витками. Но где-то на рассчитанном витке, Ракету на параболу бросая, Вдруг вспомнят, как цветёт, к земле свисая, Сирень в провинциальном городке… …Зал замер и тут же, как писали раньше, взорвался аплодисментами. У многих повлажнели глаза. Ностальгия – тоска, печаль по Родине — вот, что это было! У русского человека это чувство передаётся из поколения в поколение, сохраняется в генах навсегда. И Гнеушев тонко затронул это чувство.

Невозможно без почитания и уважения относиться к человеку, который никогда не состоял ни в какой партии и который не ради пафоса, а от души и…

Невозможно без почитания и уважения относиться к человеку, который никогда не состоял ни в какой партии и который не ради пафоса, а от души и…

Невозможно без почитания и уважения относиться к человеку, который никогда не состоял ни в какой партии и который не ради пафоса, а от души и убеждённо сказал о себе так: «Моё идеологическое и нравственное воспитание целиком взяли на себя: жизнь, собственное упрямство и Виталий Валентинович Бианки — великий человек и писатель, ставший мне вторым отцом. У меня одна дочь, один сын и один внук. За мною один флаг, одна присяга и единая верность им». В этих словах весь Гнеушев. Его страстность и убеждённость, честность и порядочность, готовность постоять за товарища — эти качества всегда были с ним, как и чувство коллективизма, верность в дружбе и любви.

ПОПУТЬКО Андрей Лаврентьевич (1920 – 2004)

ПОПУТЬКО Андрей Лаврентьевич (1920 – 2004)

ПОПУТЬКО Андрей Лаврентьевич (1920 – 2004)

А.Л. Попутько родился 3 сентября 1920 года в селе Никольском Александровского района Донецкой области. В 1941 году ушел на фронт с третьего курса института. После войны приехал в Кисловодск, где с 1949 года работал редактором газеты «Советская здравница». Впоследствии был редактором районной газеты Благодарненского района, областной газеты КЧАО «Ленинское знамя», директором Пятигорской студии телевидения, позже главным редактором краевой газеты «Ставропольская правда»..



Он – член Союза журналистов России, участник Великой Отечественной войны, капитан запаса. Попутько Андрей Лаврентьевич (выпускник ПГПИ 1948 г.) – писатель, журналист, автор книг «Тайны Марухского ледника», «Дыхание лавин».
Кавалер четырех орденов и множества медалей, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат многих журналистских премий.

В 1963 году в Черкесском книжном издательстве вышла главная книга

В 1963 году в Черкесском книжном издательстве вышла главная книга


В 1963 году в Черкесском книжном издательстве вышла главная книга Попутько, написанная в соавторстве с В. Г. Гнеушевым «Тайна Марухского ледника». Без этой книги невозможно представить себе изучение истории Ставропольского края.
В процессе работы над книгой журналист Попутько и поэт Гнеушев подключились к исследовательской работе школьных следопытов и написали потрясающую документальную эпопею о малоизвестной странице Великой Отечественной войны на Ставрополье.      Книга имела такой ошеломляющий успех, что авторы продолжили свои исследования и написали вторую и третью части трилогии под названием «Дыхание лавин» и «Партизанский заслон».

Трилогия богато проиллюстрирована документальными фотографиями, снабжена документами, на конкретных примерах показывает, что подвиг на перевале был совершен представителями многих национальностей нашей страны

Трилогия богато проиллюстрирована документальными фотографиями, снабжена документами, на конкретных примерах показывает, что подвиг на перевале был совершен представителями многих национальностей нашей страны




Трилогия богато проиллюстрирована документальными фотографиями, снабжена документами, на конкретных примерах показывает, что подвиг на перевале был совершен представителями многих национальностей нашей страны.      Трилогия многократно издавалась и переиздавалась большими тиражами многими областными, краевыми и столичными издательствами страны.      Позже Андрей Лаврентьевич в соавторстве с другим литератором – ставропольским журналистом Ю.Н. Христининым – написал и издал новую книгу – «Именем ВЧК», которая была выпущена Ставропольским книжным издательством в 1982 и 1988 годах. За это произведение авторы получили Почетный диплом Комитета государственной безопасности СССР «За лучшее произведение литературы и кино о чекистах и пограничниках».

Последние годы жизни Андрей Лавреньевич провел в

Последние годы жизни Андрей Лавреньевич провел в

     






Последние годы жизни Андрей Лавреньевич провел в Пятигорске, работая над книгой воспоминаний «Исповедь журналиста», которая вышла в Ставрополе в 2003 году, за несколько месяцев до его кончины. В этой книге он рассказал не только о своем жизненном и творческом пути, но и нарисовал широкую картину жизни Ставрополья и Карачаево-Черкесии во второй половине ХХ столетия..      Умер А. Л. Попутько 7 февраля 2004 года в Пятигорске.

В ЕГО СТИХАХ КРАСА ЗЕМЛИ «…

В ЕГО СТИХАХ КРАСА ЗЕМЛИ «…




В ЕГО СТИХАХ КРАСА ЗЕМЛИ
«… Но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда» . И. Кашпуров Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновке Александровского района. Выйдя из семьи хлеборобов, всем сердцем любящий землю, он вошел в литературу со своим емким словом и знанием крестьянской философии. Земля и простые люди стали для него вечной темой.
Со Ставрополем и Ставропольем жизнь поэта связана кровными узами. Здесь его родная Калиновка, корни, с которых для него начинается родина. Наш край и город Ставрополь – это его мир. Житейский и поэтический. Этот мир населен людьми, неброское и в то же время колоритное обличие которых поэт сумел так естественно передать. «Встречаю – где ни езжу – своих земляков. По каким-то приметам, которых не сумею назвать никогда, хлебороба со ставропольских просторов я в толпе узнаю без труда. То ли ветром дубленные лица, взгляд соколий да брови вразлет, то ли говор знакомой станицы земляков дорогих выдает?».

Ивана Кашпурова называют поэтом

Ивана Кашпурова называют поэтом

Ивана Кашпурова называют поэтом Ставрополья: природа Ставропольского края, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая темы его стихам, но составляющая его художественный арсенал. В его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор: «Осенняя баллада», «Звенят колосья», «Песня Ставрополю», «Ставрополье» и др. Жизнь каждого человека не мыслится поэтом вне истории. В стихах Кашпурова прослеживается историческая общность с родной землей, с деяниями наших предков. Поэту удается создать живые образы своих земляков, наделив каждого невыдуманной судьбой. В его стихах – реальные люди, имена которых поэт всегда называет. По стихам Ивана Кашпурова можно изучать растительный мир степей, мир красочный и звучащий своей особой музыкой; представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю. Иван Васильевич Кашпуров издал более двух десятков поэтических сборников. Первая книга стихов вышла в Ставрополе в 1956 году, называлась она «Дыхание степи». Книги его выходили в издательствах Ставрополя, Запорожья, Днепропетровска, а также в московских издательствах «Советская Россия», «Современник», «Воениздат», «Художественная литература». Печатался в журнале «Советская литература» па английском языке. За литературную деятельность награжден орденом «Знак почета» и удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Его первые стихи были опубликованы в 1949г

Его первые стихи были опубликованы в 1949г

Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов "Дыхание степи". Родина, народ, время - основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: "Над седыми курганами"(1958г.), "Мои позывные"(1961г.), "Крылья"(1964г.), "Версты"(1967г.), "Обновление"(1968г.), "Осенний снег"(1969г.), "Певучие травы" (1972г.).

В творчестве поэта просматриваются три этапа: 1950 годы – пора становления и первых опытов; 1960-1970 годы – вершина творчества, открытие своего поэтического материка, степного

В творчестве поэта просматриваются три этапа: 1950 годы – пора становления и первых опытов; 1960-1970 годы – вершина творчества, открытие своего поэтического материка, степного








В творчестве поэта просматриваются три этапа: 1950 годы – пора становления и первых опытов; 1960-1970 годы – вершина творчества, открытие своего поэтического материка, степного Ставрополья, с его природой, историей, памятью о войне и трудовыми буднями; 1980 - первая половина 1990 – период подведения итогов, переосмысливание истории страны и прожитой жизни. Кашпурова недаром называют поэтом Ставрополья.



Ах, Ставрополье, синий край России Меня сады, поля твои растили под птичий грай и перезвон овсов. Мне открывали даль твои рассветы, а стрепеты немятую траву… Куда б меня не заманили ветры тебя от сердца я не оторву. («Ставрополье», 1962)

Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна

Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна

Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна. "Главные для меня слова, - говорил поэт, - земля, хлеб..." Предмет в его стихах - итог и смысл извечного, наполняющего жизнь движения, как бы трепещущий сгусток его. В стихотворении "Кубань", представляющем в определенном смысле философское слово поэта, такому бесцельному движению противопоставляется прекрасный мир сущего. Он живет, движется, меняется, находясь постоянно в диалектическом единстве покоя и движения. И даже неподвижные предметы воспринимаются как активно существующие в пространстве: Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном. Вербы старые хороводят возле копанцев, за гумном. Звезды движутся небесами, хаты белые - в даль полей, Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей. ("Пахнут яблони", 1967)

Творчество И. Кашпурова многогранно

Творчество И. Кашпурова многогранно

Творчество И. Кашпурова многогранно. Писал он и стихи, и поэмы, и фельетоны, а в конце жизни пробовал себя и в роли прозаика. Но все же в большей степени его мастерство проявилось в лирике. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, тема Великой Отечественной войны, тема труда и тружеников земли русской, тема памяти и отчего дома; любовная и философская лирика. Как истинный поэт он жил и писал в полную меру: Пусть будет счастье испытаньем, пусть испытанием – беда, но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда. Эти слова были жизненным кредо Ивана Кашпурова.
17 ноября 1997года после продолжительной и тяжелой болезни И. В. Кашпуров ушел из жизни. В родной Калиновке он нашел последний приют. Знаю, время придет, как под корень подрубит, - никакие уж снадобья тут не спасут. Пусть возьмут меня ветры на теплые руки и в родные поля до зари отнесут. («Знаю время придет»,1969) .
За активную общественную деятельность и заслуги в области развития культуры И. Кашпурову в 1982 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1986 году он был награжден орденом «Знак почета».

Сергей Рыбалко Жил и воспитывался

Сергей Рыбалко Жил и воспитывался

Сергей Рыбалко
Жил и воспитывался Рыбалко в прекрасной семье.
Отца – инвалида Великой Отечественной войны –
он безгранично любил и гордился им, посвящал
ему стихотворные строки.
И своей маме, Любови Сергеевне, удивительно
доброй женщине, излучающей свет и тепло,
поэт посвятил немало стихов. После ранения на войне отец нуждался в лечении,
и в 1960 году семья переехала в Ессентуки.
Десятилетнего мальчика поразила природа и
самобытность Кавказа. Он рос в атмосфере,
пропитанной лермонтовской поэзией, и все больше
любил места, связанные с его именем. Желая стать помощником в семье уже после 8-го класса, он получил профессию мастера-кондитера, а учиться дальше продолжил в вечерней школе, затем поступил в филиал Калмыцкого университета в г. Элиста, после его окончания продолжил учебу в аспирантуре филологического факультета Ленинградского университета. Отслужив в армии, преподавал русский язык в профессионально-техническом училище, работал педагогом-воспитателем в детском санатории «Березы» (ныне «Россия»), пробовал себя в журналистике. Свои первые стихи Сергей Рыбалко опубликовал в 18 лет в районной газете.

Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале "Смена”, альманах "Ставрополье”, "Свет в степи” (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике "Новый день”…

Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале "Смена”, альманах "Ставрополье”, "Свет в степи” (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике "Новый день”…

Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале "Смена”, альманах "Ставрополье”, "Свет в степи” (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике "Новый день” (Ставрополь, 1990г.), звучали по радио и телевидению. Сергей Рыбалко – автор двух поэтических книг "Любовь у каждого своя” и "Легенды Кавказа”, выпущенных Ставропольским книжным издательством в 1990 - 1991г. Является членом бюро литературного объединения на Кавминводах при газете "Кавказская здравница” (г. Пятигорск), участник краевых творческих семинаров поэзии. Выступает с авторскими концертами, исполняет под гитару свои песни, а также популярные русские романсы. Деятельность Рыбалко многогранна: он не только поэт, но и художник (многие иллюстрации для своих книг он выполняет сам, причем на высоком художественном уровне), композитор и исполнитель собственных песен – играет на гитаре, поет. Он замечательный драматург, прекрасный педагог и наконец – ученый-исследователь, он много лет собирает краеведческие материалы, и это также отражается на его творчестве. Творчество С. Н. Рыбалко интернационально, широта его стихотворного диапазона многогранна. Он воспевает в стиле средневековых былин Древнюю Русь и Седой Кавказ, мужество и патриотизм, дух независимости и мудрость народов. В легкой и доступной форме он излагает на бумаге историю Государства Российского, его легендарных патриотов.

Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов точно и лаконично отозвался о творчестве поэта: «От стихов

Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов точно и лаконично отозвался о творчестве поэта: «От стихов

Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов точно и лаконично отозвался о творчестве поэта: «От стихов Сергея Рыбалко веет Русью, Духом русским». За все время литературной деятельности им издано свыше 20-ти поэтических сборников, в которые включены драматические поэмы о Лермонтове и Есенине, исторические предания, кавказские легенды, песни, лирические стихотворения, очерковая проза. Лауреат премии краевого Фонда культуры, лауреат литературной премии Семена Бабаевского, награжден Лермонтовской медалью «За вклад в развитие культуры», член бюро Независимой ассоциации писателей КМВ. С. Н. Рыбалко с 2005 года является секретарем правления ставропольского отделения Союза писателей России. Читая его стихи, замечаешь, что он достаточно владеет поэтическим мастерством, умением донести до читателя простыми ясными словами то, что у него накопилось в душе: Мне было неловко и больно Стоять и смотреть на него И вспомнил отца я невольно, Судьбу фронтовую его. Я вспомнил как в кителе старом, Опершись на палку рукой, С работы, худой и усталый, Шагал он под вечер домой. Стихотворение показывает отношение Сергея Р. к своему отцу, это и любовь, и нежность, жалость, сочувствие к его нелегкому труду.

Интересы и стихи о любви. В стихотворении "Любовь у каждого своя” наиболее ярко выражена эта тема

Интересы и стихи о любви. В стихотворении "Любовь у каждого своя” наиболее ярко выражена эта тема

Интересы и стихи о любви. В стихотворении "Любовь у каждого своя” наиболее ярко выражена эта тема. С. Рыбалко использует прием метафоры, чтобы показать, что "Любовь у каждого своя” и что она действительно может быть разной: "Она приводит мир в движенье. Она – основа бытия. Она – костер, Души горенье. Она то взлет, а то паденье…” Для такого стихотворения характерна поэтическая образность и афористичность мысли.

Стихи С. Рыбалко отличает лирическая взволнованность, простота формы, задушевность, жизненность и афористичность. Чувствуется, что у поэта свое видение мира, своя лирическая интонация, искренность, чувствуется талант, свой взгляд на жизнь, свои интересные наблюдения, удачно найденные образы, сравнения, сопоставления.

В своих стихах Рыбалко с большой искренностью выразил и любовь к

В своих стихах Рыбалко с большой искренностью выразил и любовь к

В своих стихах Рыбалко с большой искренностью выразил
и любовь к Родине: Какая ночь! Как воздух пахнет мятой! Росою звезд осыпан небосвод. И месяц, как жених молодцеватый, Смеясь, выходит в звездный хоровод. И любовь к матери: В дни обид, огорчений, разлуки, В дни болезни, когда тяжело, Вспоминаю я мамины руки, От которых исходит тепло…

И любовь к женщине: "Дарите женщинам цветы”, -

И любовь к женщине: "Дарите женщинам цветы”, -

И любовь к женщине: "Дарите женщинам цветы”, - Я слышал песню в день весенний. Прими ж, любимая, и ты Букет моих стихотворений. И любовь к природе: Люблю я осень в октябре, Когда брожу тропинкой сада, И листьев свежую прохладу Вдыхаю жадно на заре, - Словом, ко всему живому на земле.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020