Понятие базы данных.
Система управления базами данных (СУБД)
Основой современных информационных технологий являются данные. Практически все информационные системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки данных. Информация является фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности.
Данные, предназначенные для компьютерной обработки, целесообразно структурировать, т. е. организовывать определенным образом. Именно структурирование позволяет пользователю оптимизировать работу с данными (сократить время поиска, обеспечить эффективное хранение, исключить ошибки при обработке).
База данных (БД) — совокупность взаимосвязанных и организованных определенным образом данных.
Базы данных можно классифицировать исходя из способов организации их хранения и обработки:
› 1. Иерархическая. Такую базу данных можно изобразить в виде дерева, состоящего из объектов различных уровней.
› 2. Сетевая. Является обобщением иерархической, т. е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан с любыми элементами следующего уровня.
› 3. Реляционная. Такая база данных организована в виде таблиц, между которыми установлены связи.
› Первое поколение компьютерных БД – табличные БД с числовой информацией.
› Второе поколение компьютерных БД – текстовые БД – автоматизированные информационно-поисковые системы с библиографическими и справочными данными.
› Третье поколение БД – графические БД и БД, использующие звук и видео.
Таблица реляционной БД.
Пример 1.1
Рассмотрим реляционные БД как наиболее распространенные в настоящее время.
Таблицы реляционных БД состоят из строк и столбцов. В таблицах баз данных это записи и поля.
Запись — строка таблицы базы данных, содержащая данные об одном объекте.
В таблице из примера 1.1 пять записей и каждая запись содержит данные об определенном киносеансе.
Поле — столбец таблицы базы данных, в котором указываются значения определенного свойства объектов базы данных.
В таблице из примера 1.1 (п. 3) четыре поля: «Кинотеатр», «Фильм», «Время», «Стоимость».
— Имя - набор символов, выражающих суть содержащейся в поле информации.
— Тип - показывает, какого рода информацию можно заносить в данное поле.
— Длина - количество символов, которое можно поместить в поле.
Текстовое - для ввода любого набора символа ( до 256);
Memo - текстовое до 65535 символов;
Числовое - для ввода целых и дробных чисел;
Дата / время - для ввода даты или времени;
Логическое - для ввода логических данных, имеющих 2 значения: да или нет;
Денежное - для ввода чисел вместе с денежными единицами (руб. и коп., доллар и цент и т. д.);
Поле объекта OLE - для хранения картинок, музыкальных клипов, видеозаписей;
Поле счетчик - числовое с автоматическим наращиванием значений( для нумерации записей).
Франк Кодд (23 августа 1923 г. — 18 апреля 2003 г.) — британский ученый, труды которого заложили основы теории реляционных баз данных. Работая в компании IBM, он установил правила, определяющие базу данных как реляционную.
Система управления базами данных (СУБД) — программный комплекс, предназначенный для создания, редактирования и совместного использования баз данных.
По степени локализации программных компонентов СУБД разделяют на:
1. Локальные — все программы размещаются на одном компьютере.
2. Распределенные — часть программ размещается на сервере, другая часть — на клиентских компьютерах.
(Рассмотрите пример 1.2.)
Пример 1.2. Реляционные СУБД.
Распределенные СУБД позволяют многим пользователям работать с одной базой данных одновременно.
Основные действия, которые пользователь может выполнить с помощью СУБД:
›создание структуры БД;
›заполнение БД информацией;
›редактирование структуры и содержания БД;
›поиск информации в БД;
›сортировка данных.
В базах данных зачастую хранится очень важная информация, например финансовая. Поэтому при работе с базами данных важно обеспечить целостность данных, т. е. защитить их от потерь в случае отказа оборудования (например, при отключении питания).
Целостность данных в СУБД обеспечивается за счет механизма транзакций.
Транзакция — группа операций, необходимых для совершения законченного логического действия. Транзакция должна быть выполнена полностью или не выполнена вообще.
Работу с реляционными базами данных рассмотрим в СУБД Access (пример 1.3). С пользовательским интерфейсом СУБД Access можно познакомиться в Приложении.
Пример 1.3. Логотипы СУБД Access различных версий.
Для создания новой базы данных в Access требуется выполнить следующие действия:
1. На стартовой странице выбрать Пустая база данных… (см. Приложение к главе 1).
2. В открывшемся окне в поле Имя файла ввести имя файла, выбрать значок папки, чтобы определить место хранения файла базы данных.
3. Создать и сохранить базу данных, нажав на кнопку Создать.
(Рассмотрите пример 1.4.)
Пример 1.4. Создание базы данных в Access.
Файлы баз данных, созданных в Access, имеют расширение .accdb. Один файл базы данных может содержать не только несколько объектов Таблица, но и различное количество объектов Форма, Запрос и Отчет. Список объектов базы данных отображается в Области навигации.
Открыть объекты базы данных можно разными способами:
1. Выполнить двойной щелчок по объекту в Области навигации.
2. Выбрать режим открытия из контекстного меню вкладки объекта.
Для закрытия объекта/объектов базы данных нужно выбрать соответствующую команду контекстного меню вкладки открытого объекта (пример 1.6).
Стартовая страница с СУБД Access
Стартовая страница позволяет создать новую базу данных, открыть существующую базу данных и выполнять различные задачи для обслуживания баз данных.
1. Рабочая область — отображает активный объект.
2. Панель быстрого доступа — обеспечивает быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.
3. Вкладки Главного меню — включают логически связанные команды работы с БД.
4. Группы инструментов — наиболее востребованные инструменты одного типа объединены в группы.
5. Вкладки работы с объектами — содержат инструменты для работы с элементами активных объектов базы данных.
6. Область навигации — отображает объекты открытой базы данных, реализует возможность группировки, организации и просмотра всех объектов, относящихся к конкретной таблице.
7. Вкладки открытых объектов 1 — позволяют быстро переключаться между открытыми объектами — таблицами, формами, отчетами и запросами.
8. Панель навигации — содержит кнопки просмотра, позволяющие перемещаться по записям, и поле поиска.
9. Строка состояния — отображает сведения о форме представления активного объекта и содержит кнопки, позволяющие изменить это представление.
1 По умолчанию в Access отображаются вкладки открытых объектов. Для отображения объектов в перекрывающихся окнах необходимо:
1. Выбрать пункт Параметры вкладки Файл. Откроется диалоговое окно Параметры
Access.
2. Выбрать в диалоговом окне Текущая база данных. 3. В разделе Параметры приложения в подразделе Параметры окна документа выбрать Перекрывание окон.
4. Нажать OK.
5.
Чтобы
применить настройку параметров, необходимо закрыть и снова открыть базу данных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.