Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей «Технический» имени С.П. Королева»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ
«Я узнаю мир»
Направление: Проекты естественнонаучной направленности
Вид проекта: Исследовательский
Координаторы проекта:
воспитатель дошкольных групп Горячкина Светлана Анатольевна
заместитель директора по ВиМР ДГ,
учитель начальных классов
Николаева Светлана Вячеславовна
г. Самара
Мы прочитали сказку «Снегурочка» и решили на прогулке слепить её из снега…
…но мы столкнулись с проблемой, что выпал снег, который почему-то не лепится –
не скатывается в комок, а рассыпается.
Мы увидели,
что на соседней площадке дети строят снежный дом.
Решили узнать, как у них это получается из сухого снега…
Оказалось, что они ищут большие замерзшие комья снега и из них складывают стену.
Но комья были очень хрупкие и тоже не лепились между собой.
Нам этот способ не подходил.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: воспитатель,
дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), родители.
Продукт: Снегурочка – фигура из снега.
Есть способ слепить Снегурочку из сухого снега.
Цель проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами снега путем экспериментов, опытов и творчества.
Задачи проектной деятельности:
• Развивать исследовательские навыки.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать наблюдательность и внимательность детей.
• Предоставить возможность использовать новые знания для решения новых заданий на практике.
Задачи познавательного развития:
• Формирование и совершенствование перцептивных действий.
• Ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• Развитие внимания, памяти.
• Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Задачи развития речи:
• Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
• Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога.
Задачи художественно-эстетического развития
• Формирование у детей эстетического отношения к миру.
• Накопление эстетических представлений и образов.
• Развитие эстетического вкуса, художественных способностей.
• Развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
1. Наблюдения.
2. Беседа.
3. Опыт с предметами.
4. Игра «Снежинки.
5. Мозговой штурм.
6. Совместный с родителями поиск информации.
7. Эксперименты со снегом.
8. Лепка Снегурочки.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети получат возможность
• расширить знания о свойствах снега,
• научиться делать выводы по результатам наблюдений,
• выстраивать логические цепочки на основе причинноследственных связей,
• искать информацию (новое знание) с помощью разных источников,
• применять ранее полученные знания для решения новых практических задач.
Детям было дано задание: совместно с родителями узнать, какой бывает снег и почему выпадает сухой снег.
Беседа.
Цель: выяснить почему (или когда) выпадает сухой снег и выдвинуть гипотезу, как сделать его липким?
Вопрос. Что такое снег?
Замёрзшие капельки воды.
Вопрос. Какая погода на улице, когда выпадает сухой снег?
Холодно. Мороз. Именно мороз высушивает воду, поэтому снег сухой.
Вопрос. Какая погода на улице, когда вы лепили снежки?
Было теплее, чем сейчас.
Вопрос. Кто знает, при какой температуре выпадает мокрый снег?
При температуре около 0С.
Вывод. Чтобы снег стал липким, надо ждать, когда станет тепло и снег начнет таять – в нём появится вода.
Опыт с бумагой.
Цель: доказать, что вода может склеить предметы
Мы взяли два листа бумаги – они не связаны между собой и при падении разлетаются в разные стороны.
Если их намочить водой и соединить, они склеиваются и падают вместе.
Вывод. Вода имеет свойство сцеплять предметы. То же происходит и со снежинками. Когда тепло, они начинают таять – на кончиках снежинок образуются капельки воды.
Они склеивают снежинки между собой.
Игра «Снежинки».
Цель: показать, как вода может склеить предметы.
Дети изображают снежинки.
Холодно, сухой снег 0С , снег тает
Снежинки не связаны между собой: Снежинки связаны между собой: одна улетела, другие остались. все улетели.
Мозговой штурм.
Цель: найти способ, как получить липкий снег.
Давайте подумаем, что надо сделать, чтобы сейчас при низкой температуре на улице «вернуть» воду в снег?
Можно погреть в руках и сделать комок. –
Холодно, много не слепишь.
Просто полить водой? –
Не все согласны: снег может сильно растаять (нельзя будет слепить) или на морозе вода сразу замёрзнет.
Домашнее задание: совместно с родителями найти варианты решения нашей проблемы.
Эксперимент 1.
Цель: получить липкий снег.
Взяли тёплую воду, полили небольшой участок снега.
Сверху получился слишком мокрый снег, а под ним остался сухой.
Мы перемешали снег руками. Получилась влажная кашица.
Из неё мы слепили Снегурочку.
Эксперимент 2.
Цель: получить липкий снег.
Мы набрали ведро снега, поставили около батареи на 30 минут.
Снег подтаял.
Мы перемешали снег руками. Получилась влажная кашица.
Из неё мы слепили Снегурочку.
Время экспериме нта |
Снегурочка без шубки |
Снегурочка в шубке |
15 минут |
Снег осел, поверхность стала гладкая. |
Ничего не происходит – не тает. |
1 час |
Появилась вода в тарелке, размер комочка уменьшился. |
Кажется чуть-чуть уменьшился, но воды не видно. |
Эксперимент 3.
Цель: проверить, греет ли шубка.
Гипотеза: В шубке Снегурочка- растает быстрее, потому что в ней тепло.
Результаты наблюдений в таблице.
Эксперимент 3.
Цель: проверить, греет ли шубка.
Гипотеза: В шубке Снегурочка- растает быстрее, потому что в ней тепло. Результаты наблюдений в таблице.
Время эксперимента |
Снегурочка без шубки |
Снегурочка в шубке |
1 час 30 минут |
Остался маленький комочек в луже воды. |
Появилась вода, но сохранилась почти целая фигура. |
3 часа |
Вода. |
Много воды. Фигура уменьшилась приблизительно в 2 раза. |
Через 5 часов 30 минут всё растаяло… Гипотеза не подтвердилась.
Вывод. Шубка не дала Снегурочке растаять быстро.
Значит, и на улице она будет стоять дольше.
Итоговый этап проекта: «Тайны Снегурочки»
В результате проведённого исследования
мы узнали, что
• снег бывает сухой (не липкий)
и нашли 2 способа получения липкого снега.
Результат: мы получили продукт проектной деятельности – слепили Снегурочку.
Гипотеза подтверждена – мы нашли способы слепить Снегурочку из сухого снега, сделав его влажным и липким.
Вот какие тайны нам открыла Снегурочка.
Итоговый этап проекта: «Тайны Снегурочки»
Теперь нам интересно:
• Почему Снегурочка медленнее тает в шубке. Разве шубка её не греет?
• Можно ли сделать искусственный снег, чтобы Снегурочка не растаяла никогда.
Перспективы развития проекта:
1. Сделать искусственный снег.
2. Познакомиться с законом сохранения тепла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.