Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним
Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.
Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей
Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:
Поведение самого ребенка, получившего травму.
Действия окружающих сверстников.
Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы
Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.
Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.
Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
2. Коллектив (школа, детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных производственных факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории школы относится:
плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор.
В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:
сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.
К опасным производственным факторам относится также:
слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе);
если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа ( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)
Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:
- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;
- требования к оборудованию помещений ОУ;
- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;
- уровень организации питания;
- состояние физического воспитания и организация физической культуры;
- состояние медицинского обслуживания;
- организация режима учебно-воспитательного процесса.
Предупреждение детского травматизма
Правила дорожного движения
Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации
Экскурсии по улице, на которой расположена школа
Правила поведения на улице
Наиболее безопасный путь в школу и домой
Как правильно переходить улицу
Правила дорожного движения. Практическое занятие
Светофор и его сигналы
Дорожные знаки
"Пешеходный переход" и "Подземный пешеходный переход"
Пешеходная дорожка и езда на велосипеде
Знак "Движение пешеходов запрещено"
Где можно и где нельзя играть
Движение группами.
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах
Знакомство с транспортом города
Правила поведения на транспорте
Виды перекрестков.
2. Правила пожарной безопасности
Пожары - большая беда для человека. Детские шалости с огнем и их последствия. Другие причины возникновения пожара дома, на улице
Основные правила пожарной безопасности вне дома
Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе
3. Безопасность на воде
Правила и меры безопасности поведения на водоемах
Правила поведения на водоемах в летний период
Правила поведения на водоемах и меры безопасности в осенний, зимний и весенний периоды
Основные спасательные средства
4. Первая медицинская помощь
Виды травм. Их причины и способы предупреждения
Причины травм и меры их предупреждения
Как помочь себе и товарищу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.