Департамент общего образования Томской области
ОГБУ «Областной комитет окружающей среды и природопользования»
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Региональный этап
XVIII Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2020»
для школьников в номинации №7
«Природа – бесценный дар, один на всех»
Копылова Ольга Николаевна –
учитель биологии высшей квалификационной категории,
образование высшее, общий стаж педагогической работы – 25 лет
76olgusha76@mail.ru
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
образование высшее, общий стаж педагогической работы – 45 лет.
rimoiseeva@list.ru
город Томск
2020 год
Сопроводительное письмо
Просим принять долгосрочный экологический проект с пометкой «наука»
«Протянем птицам добрые руки!»
на XVIII Всероссийский детский экологический форум
«Зелёная планета 2020»
Аннотация
Представленная на конкурс работа посвящена вопросам экологического воспитания и образования школьников с особенностями в развитии – нарушениями слуха, через проектную деятельность. Авторы указывают на важность формирования активной жизненной позиции у обучающихся по отношению к экологическим проблемам Томского региона, их духовно-нравственного воспитания; освещают личностные, метапредметные и предметные характеристики на основе проектной деятельности. Через проектную деятельность авторы представляют степень научной разработанности, раскрывают задачи всех этапов проекта, их реализацию. Особое внимание обращают на взаимодействие образовательной организации с различными Центрами, оказывающими методическую, консультационную помощь по развитию экологического образования и просвещения детей с особенностями в развитии.
Департамент образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы-интерната
_____________.
Долгосрочный экологический проект
«Протянем птицам добрые руки!»
База реализации проекта: обучающиеся (12-18 лет) отделения слабослышащих детей (16 человек), родители, законные представители (30 человек)
Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.09 1017 по 01.06. 2018 г.)
Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный)
Форма работы: познавательно-продуктивная
Вид проекта: учебно-образовательный
Авторы:
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии
высшей квалификационной категории
76olgusha76@mail.ru
Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск-2017/2018 гг.
Содержание
П/№ |
Составляющие компоненты |
Стр. |
I. |
Введение……………………………………………………………….. |
5 |
II. |
Нормативно-правовая база……………………………………………. |
6 |
III. |
Постановка проблемы с указанием причин (важность проблемы)…. |
7 |
IV. |
Степень научной разработанности проблемы……………………….. |
8 |
V. |
Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода…………………………………………………………………. |
9 |
VI. |
Объект проектной деятельности……………………………………… |
9 |
VII. |
Предмет проектной деятельности…………………………………… |
9 |
VIII. |
Главная цель проекта………………………………………………….. |
10 |
IX. |
Задачи проекта…………………………………………………………. |
10 |
X. |
Актуальность проекта…………………………………………………. |
11 |
XI. |
Методологическая основа проекта…………………………………… |
11 |
|
11.1. Гипотеза…………………………………………………………... |
12 |
|
11.2. Новизна…………………………………………………………… |
12 |
|
11.3. Основные принципы…………………………………………….. |
12 |
|
11.4. Ресурсы…………………………………………………………… |
13 |
XII. |
Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию………………. |
14 |
|
12.1. 1 этап – организационно-подготовительный …………………... |
14 |
|
12.2. 2 этап – практико-ориентированный……………………………. |
14 |
|
12.3. 3 этап – итогово-аналитический………………………………... |
15 |
XIII. |
Поэтапный план реализации проекта………………………………… |
15 |
|
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный…………………... |
15 |
|
13.2. 2 этап – практико-ориентированный…………………………… |
16 |
|
13.3. 3 этап – итогово-аналитический………………………………… |
17 |
XIV. |
Конечный продукт проекта и/или планируемый результат……........ |
18 |
XV. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта……………… |
19 |
XVI. |
Диагностический инструментарий…………………………………… |
19 |
XVII. |
Практическая направленность проекта………………………………. |
20 |
XVIII. |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий ………………………………. |
20 |
XIX. |
Система разработанных мероприятий по реализации проекта……... |
20 |
XX. |
Информационная схема проекта……………………………………… |
21 |
XXI. |
Основной механизм реализации проекта…………………………….. |
22 |
XXII |
Итог (выводы, рефлексия)…………………………………………….. |
22 |
XXIII. |
Список использованной литературы…………………………………. |
23 |
|
18.1.Список литературы для обучающихся………………………….. |
23 |
|
18.2.Список литературы для педагога………………………………... |
23 |
|
18.3.Список литературы для родителей……………………………… |
24 |
|
18.4 Интернет-источники……………………………………………… |
24 |
XXIV. |
Приложение 1………………………………………………………….... |
25 |
I. Введение
«… Кто кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? …
Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
Э.Н. Голованова
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию, постижению, имеет глубокие корни в педагогической науке. Современная концепция школьного экологического воспитания определяет ведущие идеи: цель, задачи, ожидаемые результаты, основные принципы, основные направления, основные механизмы, которые необходимо учитывать при разработке и реализации проектов, программ и планов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению школьников с особенностями развития – нарушениями слуха.
Ещё со времён Аристотеля – великого древнего греческого философа и учёного, окружающий мир, в частности жизнь птиц стала предметом сосредоточенного и неотрывного изучения. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на птиц.
Птицы во все времена интересовали и сейчас пользуются большой популярностью не только у учёных, но и у людей, далёких от науки. Причина любопытства к птицам у взрослых и детей заключается в том, что птицы – самый красивый и замечательный объект живой природы. Поднимаясь в небо, человек очарован привлекательной, удивительной, завораживающей силой полёта, вдохновляющей творческих людей: поэтов, писателей, музыкантов.
Всякая птица восхитительна по-своему; одна наделена ярким оперением, другая – заливистым голосом, третья – очаровательным хвостом, четвёртая – причудливым хохолком или пышным воротником, а пятая совершает в полёте невообразимые пируэты. Птицы способны вить гнёзда, издавать разнообразные звуки, большинство из которых является мелодичным для человеческого уха и до сего времени оказывает влияние на развитие музыки.
В лесу, так просто, зверя не встретишь, не услышишь, а птицу и видно, и слышно одновременно. У каждой свой характер, своя особенность, своя прелесть, поэтому радость от встречи с птицей у ребёнка остаётся в памяти на всю жизнь. Конечно, вокруг много интересных природных объектов – животные, насекомые, деревья, травы, а мы протягиваем руки птицам. Это не случайный выбор, ведь птицы – это символ любви и верности, птицы – это наши друзья, птицы – это вестники радости, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это таинственная красота, это природное чудо нашей Родины!
Птицы приносят неоспоримую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняют культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян. Не станет птиц, что человеку без птиц природа? Она суха, безжизненна, мертва… Охрана птиц – очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. Природа гибнет, поэтому всех нас должно волновать здоровье нашей планеты – нашего дома. Ведь другого дома у нас нет…
II. Нормативно-правовая база
Основная роль в непрерывном экологическом образовании отводится общеобразовательной школе. В настоящее время в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» вопросы экологии изучаются в составе интегрированных учебных предметов («Окружающий мир», «Природоведение», «География», «Биология», «Химия» и др.) регионального компонента базисного учебного плана (БУП) «Экология Томской области», школьного компонента и элективных курсов профильного обучения.
Методическую и консультационную помощь в управлении процессом развития системы непрерывного экологического образования и просвещения обучающимся ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» оказывают:
1. Центр информационного обеспечения, воспитания и образования населения. (ОГУ «Облкомприрода»).
2. Центр по разработке и реализации проектов и программ модернизации структуры и содержания общего образования. (ОГКУ РЦРО «Региональный центр развития образования»).
3. Центр по подготовке кадров для обеспечения непрерывного экологического образования. (ОГБОУ ТОИПКРО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»).
4. Центр дополнительного экологического образования детей. (ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей»).
5. Центр экологического образования и просвещения. (ОГУК «Томская областная детско-юношеская библиотека»).
Во исполнение Распоряжения Губернатора Томской области от 25.02.2011 г. № 57-р «Об утверждении Плана мероприятий на 2011 год по реализации на территории Томской области Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации», а также с целью реализации стратегических направлений развития непрерывного экологического образования утвердить «Стратегию развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.».
Закон Томской области от 10.07.2007 N 134-ОЗ (ред. от 13.03.2012) «Об охране окружающей среды в Томской области». Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.09.2005 N 2451.
Правила охоты на территрории Томской области. Утверждены постановлением Главы Администрации области от 26.01.1998 N 25.
Закон Томской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Томской области». Законодательная Дума Томской области. Закон Томской области от 10 сентября 2018 года № 90-ОЗ.
Закон Томской области от 10.07.2007 N 134-ОЗ (ред. от 13.03.2012) «Об охране окружающей среды в Томской области». Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.09.2005 N 2451.
Закон Томской области от 12.01.2007 N 22-ОЗ (ред. от 08.05.2007) «Об экологической экспертизе в Томской области».
III. Постановка проблемы с указанием причин (важность проблемы)
На территории Томского региона к настоящему времени зарегистрировано пребывание 326 видов птиц 17 отрядов. Многие из них занесены в Красную книгу Томской области. Ведь не секрет, длительное воздействие человека на ландшафтные системы, выражающиеся в замене лесных комплексов Обь-Томского междуречья на лугово-пастбищные и пашенные привело к истреблению многих видов птиц. Созданием в 1974 г. «Красной книги СССР», принятием решения за № 237 (1975 г.) об охране животного мира Томским Облисполкомом и утверждением 25 июня 1980 г. Верховным советом СССР закона СССР «Об охране и использовании животного мира», была обеспечена правовая основа для специальных мер, направленных на сохранение вымирающих представителей фауны.
Чуткое отношение к птицам посредством эколого-нравственного воспитания в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит эколого-информационный, практико-ориентированный характер. Данный вектор формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания о различных экологических группах птиц, живущих в лесах, на открытых пространствах, на водоёмах и др.
Нам пришла идея о запуске проекта «Протянем птицам добрые руки!» в рамках реализации стратегических направлений, развития непрерывного экологического образования «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.», целью которых является повышение экологической грамотности в первую очередь, обучающихся образовательных учреждений разного уровня.
Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что ознакомление, исследование, наблюдение за жизнедеятельностью пернатых благотворно влияет на общее развитие ребёнка. Слушание и визуализация птиц во время прогулок по парку, по лесу, в городской черте избавляют от гиподинамии, благотворно влияют на психологическое состояние, повышают познавательную активность, что так необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В ходе реализации проекта «Протянем птицам добрые руки!» с сентября 2017 года, наше образовательное учреждение задолго до указанной даты, продуктивно сотрудничает с ЦИО ОГУ «Облкомприрода», ОГКУ РЦРО «Региональный центр развития образования», ОГБОУ ТОИПКРО, ОГКОУ ДОД «ОЦДОД», ОГУК «Томская областная детско-юношеская библиотека». Обучающиеся принимают активное участие мероприятиях: конкурсах, викторинах, которые организуют и вышеозначенные организации.
Суть этого проекта – воспитать растущее поколение в духе гуманности ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений об особенностях жизнедеятельности птиц, помощи и поддержке птиц в трудные сезонные времена.
IV. Степень научной разработанности проблемы
Долгое время организация совместной деятельности школьников, родителей и педагогов, которая охватывала как учебное, так внеучебное время, носила название «метода целевого акта». Только в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден употребил слово «проект», говоря об инновационных методах, а в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект» применительно к образовательному процессу.
Научные основы современной образовательной политики в США были выработаны американским философом Дж. Дьюи ещё в конце ХIХ – начале ХХ столетия [15]. Основные тезисы его позиции: соединение обучения с производственным трудом; единство теории и практики в процессе обучения; постоянная связь школы с жизнью; построение преподавания на близком к интересам учащихся материале.
Наибольший интерес, с точки зрения степени разработки исследуемой проблемы, представляют работы российских исследователей: Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.). Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.) и др. В настоящее время целесообразность и необходимость проектного обучения в России доказана.
В настоящее время практическим опытом многих современных педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серёгиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с обучающимися, его универсальность и совместимость с различными системами обучения.
В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражён богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся, её позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы школьника. Таким образом, важность проектной деятельности во внеурочное время для организации досуговой деятельности детей с дефицитарным развитием (нарушениями слуха) весьма актуальна.
V. Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода
Существующий подход – утверждение Плана мероприятий по реализации на территории Томской области Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также с целью реализации стратегических направлений развития непрерывного экологического образования утверждение «Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.». является решением проблемы. Такая политика вполне результативна, так как позволяет бороться с причиной проблемы исчезновения птиц, уничтожения окружающей природы.
Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам: «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», и др. регионального компонента базисного учебного плана (БУП) «Экология Томской области», школьного компонента и элективных курсов профильного обучения, которые помогают детям, родителям, педагогам, в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.
В рамках проекта «Протянем птицам добрые руки!» обучающиеся не только получают общие сведения о характеристике птиц включая множество особенностей их строения и жизнедеятельность, но и занимаются трудовой деятельностью: мастерят скворечники, кормушки, различные поделки, занимаются пластилинографией, выполняют рисунки, а также участвуют в благотворительности – приобретают корм для птиц, подкармливают птиц и др.
VI. Объект проектной деятельности
Процесс формирования у обучающихся с нарушениями слуха бережного отношения к окружающей природе, проблеме исчезающих птиц, занесённых в Красную книгу, совместной деятельности в процессе взаимодействия с родителями, законными представителями, педагогами, товарищами по образовательной организации.
VII. Предмет проектной деятельности
Является сотрудничество и взаимодействие обучающихся с представителями ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей», родителями, законными представителями, школьным библиотекарем, педагогами, товарищами по школе при оказании методической и консультационной помощи со стороны:
Центра информационного обеспечения, воспитания и образования населения (ОГУ «Облкомприрода»);
Центра по разработке и реализации проектов и программ модернизации структуры и содержания общего образования. (ОГКУ РЦРО «Региональный центр развития образования»);
Центра по подготовке кадров для обеспечения непрерывного экологического образования. (ОГБОУ ТОИПКРО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»);
Центра дополнительного экологического образования детей. (ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей»);
Центра экологического образования и просвещения. (ОГУК «Томская областная детско-юношеская библиотека»).
VIII. Главная цель проекта
Создание условий для формирования экологической культуры личности, обогащения и расширения знаний и представлений об особенностях образа жизни пернатых, их повадках, характерных признаках и связи с окружающей средой.
IX. Задачи проекта
Образовательные:
мотивировать учебно-познавательную деятельность;
систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение);
учить формулировать собственное мнение, уметь задавать вопросы;
определять цели, способы взаимодействия;
привлекать к проблеме защиты окружающей среды обучающихся, их родителей;
организовывать собственную деятельность, фиксировать моменты наблюдения за птицами;
знакомить с элементарными методами и приёмами по организации помощи птицам;
работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
предвидеть возможности получения конкретного результата – облегчение жизнедеятельности птиц в трудное сезонное время года;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью инструкции родителей;
самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать результат собственной деятельности;
обогащать практико-деятельностный опыт по взаимодействию с окружающим миром природы.
Воспитательные:
учить сознательно и творчески подходить к процессу наблюдения, обследования, приглядывания, рассматривания;
осуществлять рефлексию собственных действий, учить правильному поведению в природной среде;
воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, стойкое предотвращение грубого обращения с окружающим миром природы;
прививать детям с нарушениями слуха гуманного отношения к миру птиц;
приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;
повышать уровень сознания, этического и гуманного отношения к природе.
Коррекционные:
развивать умение слушать и слышать, действовать в заданных условиях;
осознано и произвольно выказывать желание к взаимодействию с окружающим миром природы;
строить речевые сообщения в устной форме;
активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практических действий в рамках проектной деятельности.
X. Актуальность проекта
Школа продолжает формировать экологическую культуру ребёнка с особенностями в развитии, ведь проблема экологического воспитания – одна из наиболее важных звеньев, является весьма актуальной. У детей с нарушениями слуха вторично страдает речевое развитие, что негативно сказывается на становлении человеческой личности, развитии познавательных процессов, мышления, внимания и др.
Дети не владеют соответствующими знаниями о жизни птиц, путают зимующих и перелётных птиц, у них не сформировано чувство заботы о птицах. Исходя из этого, проект «Протянем птицам добрые руки!» повысит экологическое сознание, позволит расширить и углубить знания детей о жизнедеятельности птица, будет способствовать формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо беречь птиц, сохранять зелёную зону – родной дом для птиц, ухаживать за пернатыми в трудные сезонные времена года.
XI. Методологическая основа проекта
У детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений. Они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях появления таких проблем как «взаимодействия животного и растительного мира в природе». Поэтому при разработке проекта «Протянем птицам добрые руки!» использовали метод коммуникации, организованного детского взаимодействия в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности.
Метод исследования – наблюдения, разглядывание, подмечание птичьих особенностей, позволяет обучающимся с ОВЗ реализовать заложенную в них программу поддержки, помощи пернатым в зимнее время.
Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, последовательность действий, корректировки.
Метод диагностического анкетирования: состоит из наблюдений, бесед, анализа продуктов творчества деятельности, экспертной оценки.
Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности взаимодействия, практической деятельности обучающихся в процессе формирования личных жизненных компетенций.
Методы математической статистики, для обработки данных полученных при исследовании.
11.1. Гипотеза – при внедрении эффективных педагогических технологий – экологического проекта в учебно-воспитательный процесс, неизбежна положительная динамика основных показателей образовательных и воспитательных результатов обучающихся с особенностями в развитии. Проектная деятельность поможет выяснить, что без участия, поддержки и помощи человека окружающей природе, птицам, их жизнь обречена на гибель.
11.2. Новизна. Новизна определяется следующим: 1) организовано и проведено системное ознакомление с птицами, обитающими в Томске и Томской области посредством внеурочных мероприятий; 2) представлен сопоставительный анализ; 3) выявлена причинно-следственная связь птиц и окружающей природы – при исчезновении птиц – природа погибнет; 4) уточнены аспекты сохранения мира птиц, бережного отношения к природе.
11.3. Основные принципы. Проект «Протянем птицам добрые руки!» поможет:
Воспитанию бережного отношения к миру птиц. (дети должны считать преступным засорять лес, разорять птичьи гнёзда, ловить лесных птиц и держать их в клетках).
Сформировать принципы благополучия мира птиц:
• никто не имеет право уничтожать птиц;
• любой человек, содержащий в домашних условиях птицу должен нести ответственность за её здоровье и благополучие, должен обеспечить уход и заботу.
Применять принцип доступности, позволяющий легко проводить обучающие занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, тренажеров удаленного доступа и др.).
Проект позволяет использовать принцип гибкости, который даёт возможность участникам образовательного процесса работать в подходящем для них темпе и в удобное время.
Принцип модульности, позволяющий родителям и педагогам использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательных программ) для применения индивидуальных образовательных маршрутов.
Принцип оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, учитывающий зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого особенного ребёнка.
11.4. Ресурсы. Для реализации данного проекта используются следующие ресурсы.
Научно-методические:
оснащение обучающихся рекомендациями, методическими пособиями по взаимодействию с окружающей природой, её пернатыми обитателями;
оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей на развитие ребёнка с нарушениями слуховой функции.
Кадровые:
Н.С. Фролова – завуч по учебной работе – консультант;
Т.П. Мурина – председатель методического объединения МО;
О.Н. Копылова – сурдопереводчик, учитель биологии высшей квалификационной категории – консультант;
Р.И. Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагог-психолог;
И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;
ОГУ «Облкомприрода», ОГКУ «Региональный центр развития образования»), ОГБОУ ТОИПКРО, ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей»).
Нормативно-правовые:
В ред. Законов Томской области от 14.06.2011 № 103-ОЗ, от 15.03.2013 № 39-ОЗ) РФ Федеральный Закон о защите животных от жестокого обращения. Положение об Управлении ветеринарии Томской области (в ред. от 13 января 2017 года);
Закон Томской области от 10.07.2007 N 134-ОЗ (ред. от 13.03.2012) «Об охране окружающей среды в Томской области». Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.09.2005 N 2451;
Закон Томской области от 12.01.2007 N 22-ОЗ (ред. от 08.05.2007) «Об экологической экспертизе в Томской области».
Информационные:
ОГУК «Томская областная детско-юношеская библиотека»;
школьная библиотека;
школьный методический ресурсный отдел;
ресурсы сети Интернет;
художественная, методическая, научно-популярная литература;
телевидение;
ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ЦДО г. Томска;
формирование банка данных по реализации проекта;
информирование общественности о ходе проведения проектных организационных, мониторинговых мероприятий.
Материально-технические:
проект реализуется на базе школы-интерната, оснащён в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер);
изготовление наглядного, речевого, предметно-практического материала.
Финансовые:
финансовое обеспечение работы проекта осуществляется за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, частично администрацией школы-интерната, педагогов, обучающихся.
XII. Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
12.1. 1 этап – организационно-подготовительный
Задачи. Выявление в процессе опроса и анкетирования потенциальных участников проекта (обучающихся, их родителей, законных представителей), их желание участвовать в проекте.
Согласование с администрацией школы-интерната, консультантами, родителями о совместной деятельности в процессе проектной деятельности, получение одобрения.
Разработка плана мероприятий: сбор средств, благотворительность, предметно-практическая деятельность, беседы, круглые столы, наблюдение, работа с литературой, Интернет-источниками, речевыми карточками и др.
12.2. 2 этап – практико-ориентированный
Задачи. Организация предметно-практической мероприятий в рамках внеурочно-тематического планирования: просмотр видео, работа в школьной библиотеке с энциклопедией, литературой, привлечение к проектной деятельности родителей, законных представителей, сбор материалов для изготовления кормушек для птиц, и др.
Посещение особоохраняемой зоны парка «Игуменский», посещение ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей, акция «Благотворительность», обучение и закрепление приёмов бережного отношения к окружающей природе, что для этого необходимо?
Организация фотосъёмок во время реализации проекта. Ответственные: Горкольцев Сергей, Ширякова Евгения, Месхи Алёна.
12.3. 3 этап – итогово-аналитический
Задачи. Составление отчёта по итогам мероприятий проектной деятельности, медиапрезентации по результатам совместной благотворительной деятельности, внеклассные мероприятия, буклет, слайд-шоу, выставки и др.
Подготовка публикации по итогам реализации этапов проекта. Размещение материалов экологического проекта на страницах сайтов: mail@kssovushka.ru, Центра научного сотрудничества «Интерактив плюс» ekuznecova@interactive-plus.ru, Национальная родительская ассоциация info@nra-russia.ru, Школьная Академия «Успех» MikhailSoin@tspu.edu.ru, Антипьева Наталья Николаевна antipeva@education.tomsk.ru.
Награждение активных участников экологического проекта «Протянем птицам добрые руки!» Дипломами, Благодарственными письмами, Благодарностями.
XIII. Поэтапный план реализации проекта
Таблица 1
Поэтапный план долгосрочного проекта |
||||
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Сроки Ответственные |
13.1.1-этап – организационно-подготовительный |
||||
Собрать доступную информацию о птицах Томска и Томской области для восприятия детьми, обработать и адаптировать её; совместно с родителями и воспитателями подобрать научный и наглядно-практический материал по данному вопросу; исследовать технологию взаимодействия птиц в окружающей природе. Информировать родителей о том, какую пользу приносит получение информации о жизнедеятельности пернатых в развитии эмоционального состояния, нравственных качеств ребёнка, его трудолюбия, милосердия и сдержанности
|
Подготовка материалов для работы с воспитателями, педагогами, родителями, участниками. Просмотр документальных фильмов в школе и дома: «Водоплавающие птицы», «Птицы Томской области», «Птицы нашего края» Постановка и решение проблемных вопросов: «Как птицы приспособились жить в мире людей?», «Могут ли птицы сделать человека лучше?», «Какую пользу приносит птицы?». Беседы: «Если в вашем доме появилась птица?»; «Детские писатели о птице в жизни человека». Посещение парка «Игуменский». Оформление информационно стенда «Экологический калейдоскоп»: «Всё о птицах» |
Изучение литературы Интернет-источников. Индивидуальное и групповое заседание, изучение теоретических основ и педагогического опыта в области проектной деятельности. Познакомить и обсудить с родителями, детьми задачи и план мероприятий по проекту: «Протянем птицам добрые руки!». Выявить уровень знаний детей о птицах, отношении к ним через тест: «Что ты знаешь о птицах?». Консультация для родителей. Опрос, анкетирование, согласованность действий, разработка проекта, плана мероприятий. Создание условий для предметно-практической деятельности: пластилинографии, лепке из теста, трудовой деятельности и др. |
Принятие информации, погружение в проблему, выполнение заданных действий, наблюдение. Сбор художественной и познавательной литературы о птицах. Выпуск рекламного буклета «Наши пернатые друзья». Подбор пословиц, стихов, загадок о птицах (с помощью родителей). Составление описательного рассказа о любимой птице (с помощью родителей). Подбор фотоматериала «Моя любимая птица». Поиск ответов на вопросы: Нужно ли дома содержать птицу в клетке? Поделки из пластилина, солёного теста, бумаги (оригами), изготовление кормушек |
Сентябрь 2017 вторник, четверг с 15:00 до 16:00 Октябрь 2017 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Моисеева Р.И. Копылова О.Н. Родители Воспитатели
Библиотекарь Ёлкина М. А.
Педагог-психолог Социальный педагог |
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Сроки Ответственные |
13.2. 2-этап – практико-ориентированный |
||||
Формировать интерес к художественно-познавательной литературе о птицах. Познакомить детей с интересными фактами из жизни птиц. Воспитывать интерес, желание заботиться о пернатых. Дать представление о многообразии видов, особенностях внешнего вида птиц, расширять кругозор воспитанников. Познакомить детей с особенностями поведения птиц в неволе и на природе. Закрепить правила безопасного поведения на природе. Закрепить знания о том, какую пользу приносят птицы окружающей природе. Учить лепить птиц, передавая их характерные особенности
|
Классные часы: «Птицы вокруг нас», «Зимующие птицы: сорока, синица», «Зимующие птицы: ворона, воробей». Круглые столы: «Птицы наши друзья», «Голоса птиц в природе», «Весенние птицы: грач, ласточка, скворец». Познавательные беседы: «Весенняя музыкальная гостиная», «По страницам Красной книги» Участие в акции «Протяни руку помощи». Творческая деятельность: лепка «Сказочная птица», изобразительная деятельность «Птица – украшение природы», оригами «Птичка-невеличка», предметно-практическая деятельность – изготовление кормушек, чтение стихов, пословиц, поговорок, примет о птицах
|
Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой). Взаимодействия с воспитателями, педагогами, родителями, обучающимися. Проведение занятий познавательного цикла. Подготовка и сбор материалов, организация и проведение внеклассных мероприятий: познавательных бесед, классных часов, круглых столов, тестов для предметно-практической, творческой деятельности. Организация и проведение экскурсий: «Живые тропики», в парк «Игуменский». Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. Оформление экологической рубрики «Это интересно!» в информационном классном уголке Деловая игра: «Что мы знаем о птицах»
|
Художественно-творческая деятельность. Ведение календаря наблюдений за птицами. Дидактические игры экологического характера. Слушание птичьих голосов в записи. Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. Вечера-развлечений. Родительское собрание «Земля – наш общий дом». Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. Деловая игра «Знатоки природы». Викторина «что мы знаем о птицах?». Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах». Природоохранные акции «Кормушки» Составление мини-реферата «Голубь – птица мира!» (показ презентаций Иванова Валерия – 6 «А» класс |
Ноябрь 2017 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Декабрь 2017 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Январь 2018 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Февраль 2018 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Март 2018 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Апрель 2018 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Моисеева Р.И. Копылова О.Н.
Воспитатели
Родители, законные представители
Библиотекарь Ёлкина М.А. Педагог-психолог Социальный педагог |
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Сроки Ответственные |
13.3.3-этап – итогово-аналитический |
||||
Закреплять умение работать в коллективе, согласовывать действия. Воспитывать любовь к окружающему миру природы, миру птиц, чуткое, заботливое отношение к ним. Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении словаря детей. Развивать творчество и любознательность, желание вносить свой вклад в общее дело по оказанию помощи птицам в холодное время года. Привлечь родителей к пополнению проектного уголка методическими пособиями. Формировать у старших участников проекта желание оказывать помощь младшим в предметно-практической деятельности детей. Формировать позицию активного, участника проекта |
Оценка эффективности реализации проекта.
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ.
Закрепление речевого материала посредством организации и проведения бесед, классных часов, круглых столов при активном участии педагогов, родителей, обучающихся – всех участников проекта (читальный зал школьной библиотеки). Защита презентационного материала |
Повторная диагностика детей и опрос родителей. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». Выставка детских работ из природного материала и пластилина. Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта. Завершающая деятельность. Работа над созданием брошюры: «Исчезающие птицы Томской области». Составление буклета для просветительской работы: «Это необходимо знать каждому!», презентации по проектной деятельности. Награждение участников проекта |
Рефлексивная деятельность. Формулируют ответы на вопросы: Понравился ли проект? Был ли ты активным в процессе всего периода проектной деятельности? Испытывал ли трудности? Согласен ли ты дальше быть участником проекта? Отчитываются перед активными и пассивными участниками проекта о своих действиях: Что получилось? Что не совсем получилось? Закрепляют правила поведения на природе. Умеют правильно передавать движение, строение и величину птиц разных видов. В процессе библиотечного часа декламируют стихотворения, заученные в период проектной деятельности и др.
|
Май 2018 вторник, четверг с 15:00 до 16:00
Копылова О.Н. Моисеева Р.И.
Родители, законные представители
Библиотекарь Ёлкина М.А.
Педагог-психолог Социальный педагог |
XIV. Конечный продукт проекта и/или планируемый результат
Личностные. К концу проектной деятельности обучающиеся будут знать:
о жизнедеятельности птиц, какую пользу они приносят, как необходимо проявлять о них заботу в разные сезонные времена.
смысловое значение основных терминов, словосочетаний, фраз, определяющих экологическую направленность;
причины и следствия исчезновения птиц, влияние данного феномена на окружающую природу;
с приходом тепла птицы становятся заметными и более активными, чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки по одиночке;
как оказать помощь, защиту и пернатым друзьям зелёного дома;
ориентироваться на выполнение моральных норм, решать проблемы на основе своих поступков.
Метапредметные. К концу исследования обучающиеся будут уметь:
Работать с информацией, учебными моделями, изготавливать элементарные предметы, облегчающие положение городских птиц;
выполнять требования по соблюдению правил поведения в лесу, парке, других природных зонах;
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Предметные. К концу исследования обучающиеся закрепят:
Предметные и метапредметные действия с учебным и методическим материалом;
опыт практико-ориентированной деятельности;
словарь, включающий определённые термины (в соответствии с особенностями слухового и речевого развития);
познавательную активность, желание быть участниками школьных и внешкольных мероприятий по сбережению окружающей природы;
расширят кругозор, повысят уровень экологической культуры.
XV. Критерии оценки эффективности реализации проекта
Самостоятельность работы над проектом – выше среднего.
Актуальность и значимость темы – соответствует возрасту и требованиям адаптированной программы АООП НОО для детей с ОВЗ.
Полнота раскрытия темы – в полном объёме.
Оригинальность решения проблемы – соответствует ФГОС ООО ОВЗ.
Упорство, целеустремлённость, интерес – достаточно высокий.
Раскрытие содержания проекта на презентации – достаточно полное.
Использование средств наглядности, технических средств – в полном объёме.
Таблица 2
Критерии оценки |
Само оценка |
Оценка педагога |
Оценка методиста |
Оценка родителей |
|
1. Достигнутый результат-30 баллов |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
2. Оформление проекта-30 баллов |
28 |
30 |
30 |
28 |
|
Защита проекта 20-баллов. |
Представление-10 баллов |
10 |
9 |
10 |
9 |
Ответы на вопросы-10 баллов |
7 |
8 |
9 |
8 |
|
Процесс проектирования 20 баллов |
Интеллектуальная активность-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
4 |
Творчество-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
3 |
|
Практическая деятельность-5 бал. |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Умение работать в команде-5 бал. |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
ИТОГО |
90 бал. |
94 балла |
99 баллов |
92, балла |
|
Среднеарифметическая величина |
375 баллов, что составляет 93,75 % |
||||
90-100 баллов – «5»; от 50-89 баллов – «4»; Менее 50 баллов – «3»; |
|||||
|
Оценка – 5 (отлично) |
XVI. Диагностический инструментарий
Работа с тестами, вопросниками. Выполнение творческих заданий поэтапно: рисунок, пластилинография, лепка, оригами, устный рассказ. Составление буклета, участие в сезонных общешкольных выставках «Экологический калейдоскоп».
XVII. Практическая направленность проекта
Фотографирование, ведение дневника наблюдений, изготовление кормушек, работа в библиотеке, с Интернет-источниками. Использование проектной, игровой, развивающей, информационно-коммуникативной технологии.
XVIII. Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
В ходе реализации проекта «Протянем птицам добрые рука!» возможны
Таблица 3
№ п/п |
Возможные негативные последствия |
Пути преодоления негативных последствий |
1. |
Пассивность, аморфность и отвлечённая созерцательность некоторых родителей, детей к проектной деятельности, отсутствие желания участвовать в коллективной деятельности, нерешительность детей |
Организация лекций, индивидуальных консультаций, бесед, организация семинаров для родителей, экскурсий, презентаций, фильмы о птицах для детей, иллюстрированные книги |
2. |
Инертность и бездействие некоторых родителей по отношению к изменению образа жизни ребёнка и в целом семьи |
Мотивация на активность, организация конкурсов творческих работ, чаепитий, проведение круглых столов для родителей, участие в школьных выставках «Экологический калейдоскоп» |
3. |
Все дети имеют нарушения слуха, вторично страдает речевая деятельность. Слабое усвоение детьми речевого материала, имеющего значение природоведческого направления (смысла) |
Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала, закрепление речевого материала в семейном окружении |
4. |
Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых территориях Томской области) |
Привлечение к оказанию помощи со стороны педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, библиотекаря, школьного врача |
XIX. Система разработанных мероприятий по реализации проекта
1. Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы о жизнедеятельности птиц.
2. Подбор загадок, пословиц, поговорок, стихотворений про птиц.
3. Проведение бесед по проекту, заполнение анкет, викторин по теме проекта.
4. Проведение консультаций для детей и родителей.
5. Изготовление кормушек и поилок для птиц из разного материала.
6. Составление презентаций по теме.
7. Оформление выставки рисунков, фотографий птиц, кормушек.
8. Составление описательных рассказов о птицах.
9. Работа с дневником наблюдений, его заполнение.
10. Творческое выступление Ивановой Валерии: «Голубь – птица мира».
11. Размещение кормушек для птиц на пришкольном участке.
12. Изготовление буклета, брошюр, стенгазет по теме.
XX. Информационная схема проекта
1 блок «Работа с родителями»
• Стендовая информация для родителей.
• Консультации для родителей: «Из чего можно сделать кормушку для птиц в домашних условиях?».
• Тематические родительские собрания, круглые столы, консультации на общую тему: «Обсуждаете ли вы дома с ребёнком тему недели?»
• Привлечение родителей к предметно-практической деятельности.
• Распространение листовок и брошюр.
• Совместное посещение Центра дополнительного экологического образования детей (ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей»).
• Домашнее задание: «Птицы нашего края», подборка книг, иллюстраций, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы».
2 блок «Работа с детьми»
• Участие в общешкольных мероприятиях: «Декада Естествознания», «День Здоровья», «Декады ОБЖ», «День птиц», и др.
• Показ фильмов о птицах, тематических мультимедийных презентаций, составленных педагогами, обучающимися.
• Участие в праздничном мероприятии «Синичкин День».
• Изобразительная деятельность (рисование), пластилинография.
• Конструирование, оригами, лепка, аппликация.
• Изготовление кормушек и поилок для птиц.
• Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?». «Перелётные птицы». «Зимующие птицы».
• Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц».
3 блок «Работа с педагогами»
• Информационный стенд для педагогов.
• Представление методической литературы.
• Ознакомление с проектной деятельностью.
• Просмотр мультимедийных презентаций.
• Распространение листовок и брошюр.
• Представление результатов проектной деятельности.
4 блок «Трансляция проекта через Интернет, СМИ»
ü Статьи в научные сборники. https://my.1september.ru/, Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» news@interactive-plus.org
ü Размещение бесед, занятий, совместных мероприятий на образовательных сайтах: www.zavuch.ru/, https://infourok.ru/, www.uchportal.ru/, https://ps.1september.ru/ и др.
XXI. Основной механизм реализации проекта
Особенность проекта «Протянем птицам добрые руки!» в том, что весь материал доступен на школьном сайте в On-line режиме, постоянно пополняется новыми методическими материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию Копыловой О.Н. учителя биологии, Моисеевой Р.И. учителя начальных классов, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога по организации и проведению внеурочных мероприятий в соответствии с темой проекта.
Теоретическая и практическая часть проекта представлены в методическом кабинете в бумажном и электронном вариантах. Педагоги имеют возможность ознакомиться с материалами, использовать практическую и теоретическую часть в работе с детьми.
Размещение бесед, занятий, внеклассных мероприятий на образовательных сайтах: www.zavuch.ru/, https://infourok.ru/, www.uchportal.ru/, https://ps.1september.ru/.
XXII. Итог (выводы, рефлексия)
Стоит подвести итог, а именно сделать выводы. Экологический проект «Протянем птицам добрые ладони!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех участников проекта. В ходе совместной работы дети с особенностями в развитии получили навыки практической деятельности по изучению птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках уроков образовательного цикла.
Приятно смотреть на совместно созданные презентации, читать сочинения о том, как ребята отзываются о проекте. С каким желанием декламируют со сцены стихи о природе, о бережном к ней отношении. Ребята знают, какую помощь необходимо оказывать птицам, как взаимодействовать с окружающей природой.
Активные участники проекта могут определить вид птицы, интересно проводят досуг, мастерят для птиц кормушки и поилки. Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах. Обучающиеся приобрели навыки исследовательской работы, осознали неповторимость и своеобразие каждой живой птицы, получили массу новых впечатлений, что дало возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвать неподдельный интерес к пернатым друзьям.
Работа над проектом активизирует познавательный интерес учащихся к миру пернатых, побуждает ребят к бережному отношению к окружающей природе. Участники проекта продолжают действовать в рамках деятельности, продолжают искать дополнительную информацию по данному проектному направлению. Работа продолжается.
XXIII. Список использованной литературы
18.1.Список литературы для обучающихся:
1) Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644
2) Юлия Курбанова - Стихи и загадки о птицах. Пособие для детей 10 лет. ФГОС ДО.
3) Просмотр презентаций: «Птицы Томской области».
4) Пословицы и поговорки: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», «Лес без птиц и птицы без леса не живут», «Знает птица, что без Родины не годится», «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица по-своему поёт».
5) Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 рассказ К.Д. Ушинского «Ласточка»,
6) Сказка В. Даля «Ворона».
7) Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Берестова «Птицы».
8) Чтение М. Горького «Воробьишко», В. Бианки «Сова».
9) «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
10) Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик. - М.: - Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.
18.2.Список литературы для педагога
1) «Волшебный лес» Виталий Захаров. Хабаровское книжное изд-во. 1973г.
2) «Жизнь природы там слышна» Русская лирика природы XVIII – XIX в. в.
3) Москва. Издательство «Правда» 1987 г.
4) Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» 1-й выпуск 2010 год. «Пернатые соседи».
5) «Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся» Игорь Акимушкин. Издание второе. Москва. «Мысль» 1998 г. Орнитологическая игра для учащихся 5-6 классов.
6) Проектный метод в деятельности образовательного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
7) «Школьный атлас – определитель птиц: книга для учащихся». Храбрый В.М. М.: Просвещение, 1988. – 224с. :ил.
18.3.Список литературы для родителей
1) Давыдова О.И., Майер А. А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
2) «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С. Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
3) «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
4) «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
5) «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
6) «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
7) «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
8) «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
9) «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
10) «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
18.4. Интернет-источники
1) http://ru.wikipedia.org/
2) http://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/04/
3) http://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/04/
4) http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/index.php/
5) https://35photo.pro/photo_1139631/
6) https://www.youtube.com/watch?v=7XcLVVHDkkQ
7) https://www.youtube.com/watch?v=5swMcXxDEfM
8) https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/23/viktorina-nashi-pernatye-druzya
XXIV. Приложение 1
Анкета «Моё участие в проекте»
Фамилия_______________Имя__________Возраст_______
Дорогой друг! Ответь на вопросы.
«Моё участие в проекте» (16 человек)
1. Тебе нравится участвовать в проекте?
2. Какие задания для тебя интересные?
3. Какие задания для тебя трудные?
4. Какие задания для тебя простые?
5. Ты активный участник проекта?
6. Ты получаешь задания во время проведения проекта?
7. Чему ты научился во время проекта?
8. Назови свои успехи и достижения в проекте.
9. Ты много интересного узнал во время проекта?
10. Где могут пригодиться тебе эти знания?
11. Ты хочешь и дальше участвовать в проекте?
12. Ты готов поделиться своими знаниями с другими ребятами?
Диаграмма 1
Анкетирование показало высокие результаты и заинтересованность проектной деятельностью у обучающихся с нарушениями слуха в данном направлении. Практический материал расширил рамки традиционной системы коррекции слухоречевой патологии через применение наглядного материала с целью воздействия на формирование устной речи и создания условий для успешного компенсаторного развития слабослышащих детей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.