Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка Подготовила учитель английского языка МКОУ «СОШ №15» Кличева Ольга Николаевна2022 г.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени начального образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока английского языка включает:- овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;- умение самостоятельно формулировать проблему.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:· математическая грамотность;· финансовая грамотность;· естественнонаучная грамотность;· глобальные компетенции;· креативное мышление;· читательская грамотность.Проанализировав задания из учебников “Enjoy English” М.З.Биболетовой и “English” В.П.Кузовлева и др. 2 – 11 классы, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Математическая грамотностьМатематическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Финансовая грамотностьФинансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.Типовые задания на формирование финансовой грамотности это задание из учебника 4 класса тема “Shopping for everything”, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.
Естественнонаучная грамотность
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:- здоровье;- природные ресурсы;- окружающая среда;- опасности и риски;- связь науки и технологий.
Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания следующего типа.
Так, например, в 6 классе при изучении темы “Do you care about your health?” осваивается ситуация What do you do when you have a health problem? Алгоритм освоения: отработка клише – обеспечивает освоение речевого поведения.
Один из новых параметров тестирования международного исследования PISA является осведомленность
школьников о глобальных тенденциях развития. Здесь английский язык как учебный предмет трудно переоценить. Например, при опросе школьников, на каких уроках они чаще всего обсуждают проблемы экологии и личной ответственности каждого в этом аспекте, ответ очевиден: на уроках иностранного языка. Так, например, при изучении темы “Are you a friend of the planet?” в 7 классе учащимся предлагается составить советы по защите окружающей среды.
Читательская грамотность.
Креативное мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.