Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Признаки критического мышления:
Критическое мышление – мышление самостоятельное.
Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других.
Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа.
Признаки критического мышления
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции. Фактические знания не исчерпывают критическое мышление.
Признаки критического мышления
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Сторонники критического мышления считают, что следует заменить традиционное образование на «проблемно-постановочное», когда ученики работают над решением реальных, взятых из жизни проблем
Признаки критического мышления
Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами. Аргументация будет более убедительна, если учитывается существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
ТРКМ включает в себя три стадии:
Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.
Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…
Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.
Технология критического мышления, интересна и эффективна тем, что в ней синтезированы многие из известных технологий. Это коллективный и групповой способ обучения, технологии развивающего и проблемно-ориентированного обучения.
Многие приемы технологии представляют собой совокупность заданий, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера. В основе технологии критического мышления лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который и служит формированию мотивации познания у обучающихся и развития самостоятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.