1 | испытывают удовлетворение от решения проблемы, | уверенность в своих силах, положительная мотивация к обучению. |
2 | а) при введении нового материала школьники думают, анализируют, рассуждают | осуществляется творческое развитие личности |
3 | более прочные знания, т.к. | ничему нельзя научить, |
4 | помогают воспитывать активную личность | дети учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу. |
В чём ценность проблемных уроков для детей?
Методы проблемного обучения
непреднамеренные;
целевые;
проблемное изложение;
эвристическая беседа;
проблемные демонстрации;
исследовательские лабораторные работы;
мыслительный проблемный эксперимент;
проблемное решение задач;
проблемные задания;
игровые проблемные ситуации.
Скелет. Мышцы и их значения
Какова роль скелета человека?
Назовите основные части скелета. Назовите орган, расположенный внутри черепа. Какие органы предохраняет грудная клетка?
Каково значение мышц в организме человека? Как изменяется мышца при сокращении? Чем мышцы прикрепляются к костям?
Тело человека может быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоночник, делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки человека сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги - только в бедре, колене, стопе.
Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?
Органы пищеварения
Для чего человеку нужна пища?
Почему необходимо пережевывать пищу?
Как питательные вещества попадают во все органы тела?
В одном племени произошла кража. О воре ничего не было известно, кроме того, что это женщина. На помощь позвали старейшину племени. Он собрал всех женщин, велел каждой держать во рту горсть сухого риса, а через несколько минут, заглянув каждой в рот, указал воровку.
Как старейшина мог узнать, кто совершил кражу?
Зубы и уход за ними
Сколько зубов во рту взрослого человека?
Как называются разные зубы?
Чем покрыты зубы сверху?
Отчего зубы могут разрушаться?
Почему надо ухаживать за ними?
У человека есть несколько видов зубов: восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются коренными, или жерновыми, от слова «жернов». Жернов - это каменное приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания, перетирания зерен в муку.
Ответьте на два вопроса:
1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми?
2. Как вы думаете , каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему?
Органы кровообращения
Из чего состоят органы кровообращения?
Что приводит в
движение кровь?
Как работает сердце?
Когда сердце отдыхает?
Как оказать помощь при сильном кровотечении?
1. Вы уже знаете, что легкие, желудок, мозг, печень, почки и т.д. находятся в разных местах организма человека. Каким же образом кровь может обслуживать органы, которые находятся в разных местах?
2. Кровь - жидкость. И вода - жидкость. Кровь находится в человеке, как вода в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется, например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?
3. Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде. Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются?
Тип | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
“С | – между 2 положениями | 1.Предъявить противоречивые факты, теории. |
“С |
Тип | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
“С | – между 2 положениями | 1.Предъявить противоречивые факты, теории. |
“С | – между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя | 3. Дать практическое задание: |
2 класс. Математика. «Умножение»(с затруднением)
В классе 21 человек. В гости пришёл гномик и подарил каждому по 3 вишенки. Сколько всего вишенок он принёс ребятам?
(выполнить можно, хотя и трудно)
На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько их пришьют на 389 рубашек?
(невыполнимо)
Что нам сегодня нужно открыть на уроке?
Приёмы созданияпроблемной ситуации
«классические»
«сокращённые»
побуждающий диалог
от проблемной ситуации
подводящий
к проблеме диалог
сообщение темы с приёмом
для её принятия
( «яркое пятно»)
Проблемный диалог
Общее побуждение: “Какие есть гипотезы, догадки, предположения?”
Намёк, дополнительная информация
“Так”
“А какие ещё есть мнения? Кто думает иначе?”
Проверка - “Это так, потому, что…”.
“Согласны с предположением? Почему?”
“Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?”
| Побуждающий | Подводящий |
Структура | Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика. | |
Признаки | Скачок к неизвестному, догадка. |
3 класс. Математика. «Формулы»
Что общего в записях?
2*х=480 р : 5=12 у – 56=84 а= s : и S=a *b 540 : z=18
Распределите на группы:
2*х=480 S=a *b
у – 56=84 а= s : и
р : 5=12
540 : z=18
Что называется уравнением? Запишите корни в порядке уменьшения. (240, 120, 60, 30) Какую закономерность заметили? Какое число будет следующим?
Что записано во 2 столбике?(формулы).
Чем отличатся от уравнения?
(выдвигаются гипотезы, делается вывод)
| Побуждающий | Подводящий |
Структура | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. | |
Признаки | Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. |
2 класс. Русский язык.«Род имен существительных»
Распределить слова на группы:
он, она, мальчик, девочка, Оля, Вася.
(работают в группах, аргументируются все найденные варианты, вводится понятие жен. и муж. рода)
Учитель даёт свой вариант и просит объяснить:
(он, она - и все др.) Гипотез нет .
-Что обозначает сущ.?
(выясняют, что слова он, она – не сущ.
и вводится понятие «местоимение» для общего ознакомления)
«Яркое пятно»
Любой интригующий и захватывающий материал, но при этом связанный с темой урока:
сказки
легенды
исторический , научный материал
случаи из жизни и …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.