Одним из направлений развития среднего профессионального образования является переход на компетентностный подход в обучении.
Качество профессионально-педагогической компетентности педагогических работников колледжа определяет качество профессиональной компетентности выпускников.
Профессиональная компетентность
педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.
В повседневной деятельности преподаватели сталкиваются со значительными трудностями в формировании исследовательских умений.
Недостаточный уровень научно- теоретических
знаний, методологической и методической подготовки не позволяет педагогу успешно ставить и самостоятельно решать исследовательские задачи в учебно-воспитательном и учебно производственном процессе.
Большинство преподавателей и мастера производственного обучения испытывали значительные затруднения уже на стадии постановки цели и задач исследования, педагогического эксперимента, формирования рабочей гипотезы и подготовки инструментария для сбора информации. Выявленные затруднения усиливаются противоречием между необходимостью выполнения практикующим педагогом прикладных исследований, созданием научно- практических разработок с целью повышения эффективности профессиональной деятельности и недостаточным уровнем имеющейся исследовательской компетентности
педагога, а также неразработанностью педагогических условий ее формирования.
Актуальность создания системы формирования исследовательской компетенции у студентов обусловлена переходом среднего профессионального образования на новые образовательные стандарты, сущность которых
заключается в формировании общих и профессиональных компетенций.
В связи с этим, перед нашим коллективом была четко сформулирована задача: создать в рамках образовательного пространства колледжа условия для формирования исследовательской компетенции у педагогов и обучающихся.
В колледже активно действует студенческое научное общество, направленное на организацию
научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов.
повышение профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства работников колледжа;
создание программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
создание единого информационного пространства, обеспечивающего обобщение и пропаганду лучшего педагогического опыта.
Задачи, стоящие перед педагогами, занимающиеся научно- исследовательской деятельностью:
Как результат проведенных мероприятий мы рассматриваем:
ценностное отношение к выбранной профессии;
стремление к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию, самореализации;
наличие личностной и профессиональной рефлексии;
способности с социальному взаимодействию и сотрудничеству;
социальная мобильность;
инициативность и любознательность;
высокую работоспособность;
самостоятельность в сфере познавательной деятельности.
Организация исследовательской деятельности в колледже нацелена на решение следующих задач:
- оказание помощи студентам в овладении профессией;
- развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач;
- развитие у студентов стремления находить нестандартные решения
профессиональных задач;
- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;
- овладение методами углубленного и творческого освоения учебного
материала;
- формирование навыков работы в творческих коллективах и др.
Исследования состояния современных подходов к построению
образовательного процесса в колледже выявил противоречия между:
- требованиями работодателей к уровню профессиональной
компетентности специалиста и сформированным комплексом знаний, умений выпускника;
- предметной подготовкой в профессиональных образовательных организациях и научно-педагогическим обеспечением творческой и исследовательской деятельности будущего выпускника.
Решение этих противоречий возможно при формировании умений и
навыков проектирования и реализации профессиональной деятельности на основе развития самостоятельности обучающихся в учебном процессе.
Если обучающийся в период обучения неоднократно выполнял творческие задания, защищал проекты, принимал участие в научно- практической конференции, проводил исследования в рамках освоения профессиональных модулей, то процесс накопления опыта владения исследовательской компетенцией оказывает неоспоримый эффект на развитие его как в профессиональном так и личностном плане.
Высокие результаты участия наших студентов и педагогических работников в конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах различного уровня (международный, всероссийский, региональный и т.п.) указывают на наличие системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в колледже.
Межрегиональная конференция - фестиваль «Научно-практическая деятельность как средство становления профессиональной компетентности обучающегося системы профессионального образования»
Практика показывает, что развитие творческих способностей обучающихся через вовлечение их в активную исследовательскую работу в процессе проектной деятельности помогает выпускнику стать более самостоятельным, успешно взаимодействовать с коллегами, быть психологически готовым к изменению характера профессиональной деятельности.
Мы убеждены, что владея исследовательскими знаниями, умениями и навыками, активно и независимо мысля, умея творчески решать различные задачи, будущий специалист, выпускник колледжа, сможет организовать свою профессиональную деятельность на уровне, отвечающем требованиям современного общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.