Презентация "Развиваем внимание"
Оценка 4.8

Презентация "Развиваем внимание"

Оценка 4.8
pptx
14.02.2020
Презентация "Развиваем внимание"
внимание през.pptx

Развитие внимания младших школьников

Развитие внимания младших школьников

Развитие внимания
младших школьников

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира.
Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению.

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание.

К возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость

К возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость

К возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна: их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении.
Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины

Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины








Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать.

Внимание обладает определенными свойствами : объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью

Внимание обладает определенными свойствами : объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью

Внимание обладает определенными свойствами:

объемом,
устойчивостью,
концентрацией,
избирательностью,
распределением,
переключаемостью и
произвольностью.



Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания – это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме

Маленький объем внимания – это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме

Маленький объем внимания – это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания – ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания – ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой

Плохо развитая переключаемость внимания – ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой

Плохо развитая переключаемость внимания – ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания – неумение эффекктивно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми упражнениями на внимание в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально…

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми упражнениями на внимание в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально…

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми упражнениями на внимание в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

Такая работа должна вестись по двум направлениям:


Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентраию, устойчивость и переключение.

Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения – дете схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями. В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.

при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания

при обучении чтению – устойчивости внимания.

Поэтому, развивая различные свойства внимания, можно влиять на повышение успеваемости школьников по разным учебным предметам.

В следующем разделе приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания

В следующем разделе приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания


В следующем разделе приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.

Упражнение «Запрещенная буква»

Упражнение «Запрещенная буква»

Упражнение «Запрещенная буква».

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

Игра «Что изменилось?». Игра проводится так

Игра «Что изменилось?». Игра проводится так

Игра «Что изменилось?».

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно)

Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно)

Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение «Муха» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина)

Упражнение «Муха» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина)

Упражнение «Муха»

 
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку.
Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

Упражнение «Не собьюсь» Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Упражнение «Не собьюсь» Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Упражнение «Не собьюсь»  

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания.
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
 

Упражнение «Ладошки» Упражнение на развитие устойчивости внимания

Упражнение «Ладошки» Упражнение на развитие устойчивости внимания

Упражнение «Ладошки»

 
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
 

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение «Самый внимательный»  

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Заключение Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты

Заключение Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты

Заключение

Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся непросто смотреть, а видеть. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым и у учащихся появляется умение правильно его распределять.

Сформированность внимания - важный показатель личности. Именно состояние этого качества влияет на всю деятельность ребенка. Думаю, что творчески работающие учителя смогут внести еще много интересного в эти занятия. Главное включать такие упражнения в урок каждый день.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020