В своей книге «Психология интеллекта» Ж. Пиаже пишет:
« Будучи самой совершенной из психологических адаптации, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений».
Виды мышления:
По времени возникновения в онтогенезе- наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.
По типу результирующего продукта- -творческое ( продуктивное), -репродуктивное (воспроизводящее)
По типу лежащего в основе принципа обобщения - теоретическое и импирическоемышление.
Необходимо специально отбирать задания, чтобы они были ориентированы на:
Постепенное усложнение материала
Поэтапное увеличение объёма работы
Повышение уровня самостоятельности учащегося
Интеграцию заданий и способов деятельности
Привлечение элементов теории для решения задач
Обучение способам рассуждения с учётом принципа вариативности задач
Формирование беглости мыслей, оригинальности и гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с учебной программой учащиеся к решению текстовых задач школьники приступают довольно рано. Сначала это простые задачи, для решения которых надо выполнить одно действие, потом более сложные.
Но уже на первом этапе дети знакомятся со структурой задачи
(условие, вопрос, решение, ответ),
с такими понятиями, как
«известное- неизвестное»,
«краткая запись»,
«схема»,
«чертёж».
Этапы работы над задачей
1. Подготовка к решению задачи. Чтение задачи (несколько раз).
- чтение детьми про себя
- чтение учителем;
При этом он делает ударение на числовых данных и на словах, которые помогают определить выбор решения задачи (было, уехали, осталось,...)
- далее, дети самостоятельно делят текст на смысловые части
(только условие; только вопрос; раскрасить части разными цветами)
2. Поиск решения задачи. Составление плана решения.
А) выделить в задаче данные и искомые числа , установить связь между ними;
Например,
- о ком или о чём говорится в задаче
- что о них говорится (известно)
- что надо найти (вопрос)
Б) составить краткую запись, схему, чертёж, рисунок
В) повторить задачу
4. Проверка решения
Обучение проверке решения задач представляет собой полноценный этап в обучении детей решению задач.
Оно должно быть специально организовано, проводиться целенаправленно и систематически .
Проверить решение задачи – это значит установить правильно оно или ошибочно.
Способы проверки:
а) Сопоставить полученный результат и данные задачи
(В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («1 конфета») и проверяем, нет ли противоречия. В коробке было 12 конфет, Маша съела 11 конфет. 1 конфета осталось?)
б) Решить задачу другим способом (если составная).
в) Составить и решить обратную задачу или задачи.
В коробке были конфеты. Маша съела 11конфет,а 1 конфета осталось. Сколько конфет было?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.