Актуальность опыта
Одна из основных целей обучения математике в школе – овладение математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Проблема повышения образовательной компетентности учащихся в изучении математики через интеграцию обучения на данный момент является актуальной, так как в этом направлении можно увидеть явную недостаточную осознанность усвоения учащимися программного материала, разрозненное восприятие содержания учебных программ.
Поэтому необходимо актуализировать практическую значимость математических знаний, через систему интегрированных уроков, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике.
Ведущая идея опыта
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала
Теоретическая база опыта
В ходе опыта разрабатывается система интегрированных уроков, уроков с широким использованием межпредметных связей, внеклассных мероприятий на основе концепции интеграционного обучения.
Описание сути опыта
Компетентностный подход в настоящее время является общепризнанным подходом к оценке результатов школьного обучения. Образовательные компетенции обусловлены личностно - деятельностным подходом к образованию, т.к. относятся к личности ученика, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Образовательные компетенции позволяют решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Роль интегрированного урока в образовательном процессе:
Интегрированное обучение предполагает качественно новую форму обучения и характеризуется органичной целостностью на следующих уровнях:
содержательном, основой которого является единство диалектических связей, явлений, процессов, фактов, законов, однородность трактовок понятий, категорий;
технологическом, обусловленном единством методов познания (диалектических, логических), опытом творческой деятельности обучающихся;
структурно-логическом, связанном с реконструкцией содержания базовых учебных дисциплин;
функциональном, проявляющемся в направленности формирования целостной картины мира на основе ценностной ориентированности обучающихся в процессе познания.
интегрированное обучение построено на усилении взаимосвязей всех компонентов содержания разных предметных областей (разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях и направленного на формирование знаний, умений и навыков, способствующих разностороннему раз-витию личности обучающихся.
Интеграционные процессы в обучении предполагают:
в системе знаний - преобразования количественные и качественные с учетом знаний многих областей науки;
в системе умений - развитие до специфики научно-познавательной деятельности;
в системе навыков и отношений - углубление и расширение вплоть до возможности построения философских умозаключений и синтеза новых знаний на основе полученных.
Интеграция учебных предметов предполагает выполнение трех условий:
осуществление сближения разнородных элементов, понятий, установление межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;
установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация понятий и явлений интегрируемых предметов;
курс построен по единой программе, и для его реализации используются единые идентифицированные методологические приемы.
Причины возникновения интегрированных уроков:
во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого детства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
в-третьих, форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;
в-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе;
в-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для дополнительных уроков практической направленности;
в-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагоги, способствует раскрытию способностей.
Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах;
интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда,
способствуют росту профессионального мастерства педагога, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Основными закономерностями интегрированного урока являются, следующие аспекты:
весь урок подчинен авторскому замыслу, урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;
этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Методы интегрированного обучения преследуют общие цели:
активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);
рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов (например, информатики);
исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).
Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт обучающихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
При разработке системы интегрированных уроков изучила их технологические особенности, так как интегрированный урок — это специально организованный урок.
Его цель может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Он позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Этапы интегрированного урока:
Согласование учебных программ по предметам в трактовке общих понятий и во времени их изучения.
Отбор материала, требующего интеграции знаний учеников при его изучении, закреплении, обобщении и контроле. При этом устраняется несогласованность в терминах, обозначениях для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом данной работы может быть составление примерной тематики предстоящих уроков, определение времени их проведения.
Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.
Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьников, методов и средств обучения.
Фрагмент урока «Диаграммы»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Диаграммы, продолжить формирование навыков построения и чтения диаграмм, воспитывать культуру оформления записей и чертежей в тетради.Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.Методические приемы: беседа – диалог, игровая ситуация, работа в малых группах.
Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за различные товарыВ какое время года лучше всего продаются платья?В какое время года хуже всего продаются юбки?Какой товар лучше всего продается весной?Какой товар хуже всего продается весной?Какой товар лучше всего продается зимой?Какой товар хуже всего продается зимой?Во сколько раз юбки лучше продаются весной, чем зимой?Какой товар наименее популярен осенью, зимой и весной?
Пример трех задач построенных на основе одной математической модели:
1.Найти площадь фигуры, ограниченной кривой у=6х-х2 и осью абсцисс.
2.Тело движется прямолинейно со скоростью v = 6t-t2 (м/с). Найти длину пути, пройденного телом до начала остановки.
3.По цепи идет переменный ток I=6t-t2 (А). Найти величину заряда, прошедшего по цепи за первые 6с.
Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Геометрические тела» на тему «Прямоугольный параллелепипед»
Вы решили помочь папе делать ремонт, поклеить новые обои в комнате. |
|
Результативность опыта
Интегрированное обучение стимулирует тягу к знаниям, укрепляет интерес к предмету, расширяет заинтересованность, углубляет знания, способствует становлению интересов профессионального плана, развитию научного стиля мышления учащихся, формирует комплексный подход к учебным предметам.
Интегрированный урок – это урок, на котором осуществляются синтез и систематизация знаний различных дисциплин в единое целое, творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся.
Значит у таких уроков есть будущее!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.