Сестринский уход при заболеваниях нервной системы.ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Раздел 2 Участие в лечебно-диагностическом процессе и осуществление сестринского ухода за пациентами разного возраста в медицинских организациях (педиатрический профиль)МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Скопинский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»
Подготовил преподаватель Гарамова Е.Н.
Учебные вопросы:
1. Детский церебральный паралич. Этиопатогенез.
2. Клинические проявления ДЦП.
3. Принципы лечения ДЦП.
4. Неврозы детского возраста.
5. Лечение и профилактика неврозов.
1.Детский церебральный паралич. Этиопатогенез.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в перинатальном периоде, с различным этиопатогенезом и общим клиническим признаком в виде двигательных расстройств, которые могут сочетаться с нарушением чувствительности, речи, задержкой психического развития, судорожным синдромом.
Изменения в нервной системе связаны с гипоксией и метаболическими расстройствами, оказывающими прямое и опосредованное (через продукты нарушенного метаболизма) влияние на развитие и функцию мозга.
1.Детский церебральный паралич. Этиопатогенез.
Этиопатогенез.
Причины внутриутробного повреждения мозга:
– инфекции (грипп, краснуха, токсоплазмоз),
– соматические и эндогенные заболевания матери (врожденные пороки сердца,
хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо – и гипертиреоз и др.),
– иммунологическоая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору,
системе АВО и другим антигенам),
– профессиональные вредности,
– алкоголизм.
Причины, вызывающие поражение мозга в процессе родов:
– родовая травма,
– асфиксия в родах.
В раннем послеродовом периоде – энцефалиты.
2. Клинические проявления ДЦП.
Различают 4 основные клинические формы:
1) диплегическая;
2) гемиплегическая;
3) гиперкинетическая;
4) мозжечковая.
Диплегическая форма (болезнь Литтла).
Наиболее распространенная форма ДЦП. Проявляется тетрапарезом (частичное нарушение движений – уменьшение объёма, снижение силы мышц – в 4-х конечностях) с преимущественным поражением ног. Из-за резко повышенного тонуса ножки ребёнка приведены одна к другой, перекрещены. Дети плохо развиваются физически, поздно начинают сидеть, ходить. Речевые и психические отклонения могут быть умеренные.
2. Клинические проявления ДЦП.
Гемиплегическая форма.
Наиболее тяжелая форма ДЦП. Характеризуется односторонними или двусторонними спастическими параличами (полное отсутствие произвольных движений). У таких детей в отличие от диплегической формы нарушаются функции всех конечностей или конечностей одной половины тела.
Гиперкинетическая форма.
Проявляется различными гиперкинезами (насильственные движения, не поддающиеся контролю):
– хорея (быстрые, беспорядочные движения, похожие на преднамеренное кривляние, пританцовывание),
– атетоз (медленные, червеобразные движения в дистальных отделах конечностей).
2. Клинические проявления ДЦП.
Мозжечковая форма (атонически – астатическая)
Обусловлена поражением мозжечка и выражается нарушением координации, гипотонией мышц, скандированной речью (толчкообразная речь с ударениями через определенные интервалы).
При всех формах ДЦП возможны поражения черепных нервов, чувствительности. Интеллект страдает в разной степени – от задержек умственного развития до идиотии (тяжелая умственная отсталость).
3. Принципы лечения ДЦП.
Лечение должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Основное значение имеют лечебная физкультура и массаж, направленные на выработку правильных поз и определенных двигательных навыков, а также физиотерапия (тепловые процедуры, ванны, электростимуляция), занятия с логопедом.
Медикаментозная терапия направлена на снижение мышечного тонуса (мидокалм, баклофен), уменьшение гиперкинезов (динезин, циклодол, галоперидол), улучшение внутримозгового метаболизма (ноотропил, церебролизин, пирацетам).
3. Принципы лечения ДЦП.
При наличии контрактур (контрактура — стягивание, сужение — ограничение пассивных движений в суставе, то есть такое состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах) используют ортопедические и хирургические методы лечения.
4. Неврозы детского возраста.
Неврозы – это срыв высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения основных нервных процессов (возбуждения и торможения). Высшие отделы нервной системы ребенка незрелы, находятся в стадии формирования, защитные механизмы коры головного мозга несовершенны – поэтому очень
легко может наступить срыв, развиться невроз.
Этиология.
Причиной является действие психической травмы. Предрасполагающие факторы – индивидуальные особенности характера, темперамента, отклонения в воспитании, приводящие к повышенной чувствительности к определенным психогенным раздражителям, инфекции и интоксикации, физическая травма.
Клиника.
К общим симптомам детских неврозов при отсутствии органических поражений в различных органах и системах относятся:
– понижение аппетита, периодическая рвота, запоры,
– сердцебиение,
– быстрые и короткие судорожные вздохи,
– головная боль,
– плохой сон,
– фобии,
– негативизм
– раздражительность
– быстрая утомляемость и т.д.
Эти симптомы могут укладываться в диагнозы: детская нервность, неврастения, истерия и т.п. Особой формой невротических состояний является заикание (логоневроз).
4. Неврозы детского возраста.
4. Неврозы детского возраста.
Заикание (логоневроз) – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Это нарушение возникает чаще в 4-5 лет, когда значительно усложняется фразовая речь и интенсивно формируется мышление; возможно появление заикания и в 2-3 года - на этапе становления речи.
Причиной чаще бывают испуг, нервное потрясение. Способствуют возникновению заболевания хронические инфекции и интоксикации.
Различают тоническую форму, когда ребенок с трудом преодолевает произношение согласных в начале слова, и клоническую – когда повторяет слоги в словах.
Важно в обычных условиях не фиксировать внимание ребенка на особенностях его речи, не обрывать его, не покрикивать и не требовать категорически правильного произношения. Неправильное поведение в отношении больного может усугубить болезненное состояние и закрепить имеющиеся отклонения.
4. Неврозы детского возраста.
Невротические тики (гиперкинезы) – это непроизвольные движения: мигание, наморщивание лба, облизывание губ, подергивание носом, ртом, головой, плечами, покашливание и др., усиливающиеся при волнении и утомлении. Чаще у детей 3-7 лет. Отличаются большой устойчивостью. Необходимо дифференцировать с гиперкинезами при малой хорее.
Невротические расстройства сна – характеризуются нарушением засыпания, поверхностным сном с пробуждениями, ночными страхами, снохождением (лунатизм, сомнамбулизм) и сноговорением.
5. Лечение и профилактика неврозов.
Желательно изъятие ребенка из психотравмирующей ситуации и создание у него эмоционально заряженных новых интересов и увлечений, особенно спортивных, ограничение физических и психических нагрузок. С учетом особенностей личности и возраста ребенка применяют лечебно – педагогические мероприятия, рациональную психотерапию, психотерапию «отвлечения», «переключения», аутогенную тренировку, иглотерапию, семейную психотерапию и психокоррекцию родительско - детских отношений.
5. Лечение и профилактика неврозов.
Для усиления тормозных процессов назначают медикаментозные средства: настои валерианы, пустырника, транквилизаторы, витамины. Полезны гипнотерапия, электросон, ЛФК, ритмическая гимнастика, занятия с логопедом (при логоневрозе).
5. Лечение и профилактика неврозов.
Важнейшим в профилактике неврозов у детей является правильное воспитание с первых дней жизни. Воспитание играет огромную роль в формировании личности человека, не меньшее значение имеет оно и для нервно – психического здоровья. Неправильное воспитание может предопределять у ребенка развитие нервного заболевания, поэтому отношение к ребенку должно быть спокойное, а предъявляемые к нему требования соответствовать его возможностям.
Источники информации
1.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
2.Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс]: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., ЛютиковаО.К.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.- http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html
3.Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К.И.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2017
4.Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.