Презентация. Школьный музей - практико – ориентированная модель гражданско -патриотического воспитания обучающихся

  • ppt
  • 12.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация. Музей.ppt

Школьный музей – практико – ориентированная модель гражданско – патриотического воспитания учащихся

Грачева Н.Е., руководитель музея Боевой Славы
МБОУ «Гимназия»

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Под руководством П.М. Кривоногова в 70-х гг. началась активная работа по сбору материалов по истории 624-го ордена Кутузова стрелкового полка, которые стали основной экспозицией школьного музея Боевой Славы.

Петр Михайлович Кривоногов-
основатель школьного музея

Из истории музея

1975г.- создание Зала Боевой Славы
1985г.- присвоено звание «Музей Боевой Славы», свидетельство №5157
2000г.- победа в областном и Всероссийском конкурсах-смотрах музеев, посвященных 55-летию Великой Победы.
2002г.- победа проекта «Ты у меня одна…Россия» на Тольяттинской ярмарке социальных проектов.
2003-2018гг.- участие в работе семинаров и круглых столов по проблемам музейной педагогики.
2008г.- III место в городском конкурсе-смотре школьных музеев.
2009г.- победа сборника «Гражданское и патриотическое воспитание» во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации»
2010г. – I место в городском конкурсе – смотре школьных музеев и III место в областном смотре - конкурсе
2011г. – участник «Фестиваля музеев Нижегородской области»
2012 – 2017 гг. – участие в акциях, проектах, конкурсах различного уровня
2018г. – участник регионального конкурса музеев «Победа»
2019г. – победитель муниципального смотра – конкурсов музеев

Нельзя сводить духовный мир маленького человека к ученью. Если мы будем стремиться к этому, чтобы все силы души
ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником,
но прежде всего человеком с многогранными интересам, стремлениями.

В.А. Сухомлинский
(советский педагог-новатор)

Основные задачи гражданско-патриотического воспитания в системе образования:

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Из национальной доктрины образования в РФ

Основные цели деятельности музея


Воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре своего народа.

Приобщение детей и подростков к историческому духовному наследию края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников Нижегородского края.

Музейные экспонаты

В музее имеется учетная картотека основного фонда, в которой находятся 300 единиц хранения:
вещественные источники – личные вещи, военное снаряжение, знамена, вымпелы, значки
письменные источники - военные письма, дневники, записки, личные документы,
книги с дарственными надписями, газетные вырезки, грамоты
изобразительные источники - фотографии, карты боевых действий, предметы изобразительного искусства (картины)

Среди предметов основного фонда 90 экспонатов – подлинные

Полевой телефон ТАИ-43

Боевое знамя 624-го ордена Кутузова стрелкового полка

Планшет Пилипенко И.И. - комсорга 624 –го ордена Кутузова стрелкового полка

Похоронка и записная книжка 1943г.
Данилова К.Н. – учителя кировской школы – участника Великой Отечественной войны

Открытое письмо с фронта старшей вожатой кировской школы Таракановой М.М., 1942 год

Основные экспозиции

1. Боевой путь 624 ордена Кутузова стрелкового полка
2. Защита Отечества – долг каждого
3. Арзамасцы – Герои Советского Союза
4. Учителя и ученики кировской школы – участники Великой Отечественной войны
5. А.М. Фадин – Герой России
6. Человек с большой буквы (Жизненный путь П.М. Кривоногова)
7. История образовательного учреждения
8. Гимназия – школа Мира

Цель
формирование у учащихся научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

Участники
учащихся 6-9 классов средних общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев.

Задачи
- изучить историю родного края, школы, их исторические и культурные ценности;
- овладение навыками поисковой работы;
- воспитывать музейную культуру;
- воспитание любви к родному краю, интереса к истории, традициям, культуре, к людям науки и творчества своего края.

Предполагаемый результат
должны знать:
- правила формирования экспозиций музеев,
должны уметь:
- вести экспозиционную, собирательскую, учетно – хранительскую и культурно – просветительную работы,
- выполнять поисковые задания,
- подготовить (организовать) тематическую выставку по материалам музеев,
- использовать коллекции школьного музея Боевой Славы для подготовки творческих работ.

Программа «Музейное дело в школе»

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Встречи с выпускниками
СШ №4 им. С.М. Кирова

Работа клуба
«Времен связующая нить»

Музейные уроки с участием ветеранов

Направления работы

Объединение дополнительного образования
«Музейное дело»

Экскурсионная работа

Издательская деятельность

Интерактивные экскурсии

Направления работы

Движение юных миротворцев

Сотрудничество с Постом № 1
у Вечного огня

Направления работы

Общешкольные Уроки Мужества

Общешкольные Уроки Гражданственности

Тематические выставки

Направления работы

«Летопись Великой Отечественной войны»

«Комсомолу – 100!»

Социальный проект
«Память в наших сердцах»

Социальный проект «Ветеран рядом»

Социальный проект
«Время выбрало их»

Социальный проект
«Бессмертный полк»

Направления работы

Клуб «Времен связующая нить» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла

Клуб «Времен связующая нить» Социальный проект «Ветеран рядом»

Проектная деятельность

- оформление стендов, посвященных становлению и развитию патриотического движения в школе – гимназии,
- акция «Письмо с фронта»,
- составление «Трудовой летописи школы им С.М. Кирова»,
- проект «Победа»,
- оформление музейной экспозиции «История миротворческого движения»,
оформление музейной экспозиции «Родная школа – слово – то какое!»
-акция «Дорога памяти» ( совместно с ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области»)

«История миротворческого движения»

«Родная школа – слово – то какое!»

150 экскурсий
за последние три года
2500 посетителей:
учащиеся, родители,
педагоги, студенты,
ветераны Великой Отечественной войны,
гости из городов России и стран Зарубежья

Одной строкой…

Москва

Нижний Новгород

Зарайск

Улан - Удэ

Германия

Дания

Италия

Сербия

Тайланд

Украина

США

Тематика экскурсий:

- обзорная экскурсия по музею,
- экскурсия, посвященная военной истории нашей Родины «Годы, опаленные войной»,
- «Учителя и ученики школы – участники Великой Отечественной войны»,
- «Они сражались за Родину!», рассказывающая о боевом пути 624 – го стрелкового полка,
- «Человек с большой буквы», посвященная П.М. Кривоногову,
- «Юные миротворцы», посвященная миротворческому движению в гимназии,
- «История школы – наша история».

Музейные уроки

- Политическая жизнь СССР в 1920-ые годы
- Духовная жизнь СССР, культура 1920-30-х гг.
- Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
- СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
- Внешняя политика СССР в середине 1960-80 гг.
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

Научно - исследовательские и проектные работы

1. «Война в истории моей семьи»
2. «Война глазами очевидцев» (по фронтовым письмам и воспоминаниям)
3. «Правда о войне в письмах и дневниках» (на основе документальных свидетельств)
4. «Великая Отечественная война глазами арзамасцев» (по материалам архива школьного музея боевой Славы)
5. «Женщины на войне» (жительницы города Арзамаса и Арзамасского района на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу)
6. «Учитель и ученик» (о судьбе П.М. Кривоногова)

Инновационные формы работы музея

1. Создание электронных музейных экспозиций
2. Проведение виртуальных экскурсий по постоянной и временным экспозициям музея
3. Размещение электронных материалов музея на странице музея Боевой Славы ( на сайте школы)
4. Использование школьного телевидения для показа тематических экскурсий, выставок
5. Создание классами Летописи Великой отечественной войны «Низкий поклон, вам, ветераны!»
6. Составление интерактивной карты с обозначением мест проживания ветеранов Великой Отечественной войны

Использование интерактивного стола в образовательном и воспитательном пространстве музея

Электронная «Книга Памяти»

Интерактивная карта Боевого пути 624 стрелкового полка

Оцифрованные подлинные документы ШМБС

Интерактивные экскурсии