Школьный музей – практико – ориентированная модель гражданско – патриотического воспитания учащихся
Грачева Н.Е., руководитель музея Боевой Славы
МБОУ «Гимназия»
Под руководством П.М. Кривоногова в 70-х гг. началась активная работа по сбору материалов по истории 624-го ордена Кутузова стрелкового полка, которые стали основной экспозицией школьного музея Боевой Славы.
Петр Михайлович Кривоногов-
основатель школьного музея
Из истории музея
1975г.- создание Зала Боевой Славы
1985г.- присвоено звание «Музей Боевой Славы», свидетельство №5157
2000г.- победа в областном и Всероссийском конкурсах-смотрах музеев, посвященных 55-летию Великой Победы.
2002г.- победа проекта «Ты у меня одна…Россия» на Тольяттинской ярмарке социальных проектов.
2003-2018гг.- участие в работе семинаров и круглых столов по проблемам музейной педагогики.
2008г.- III место в городском конкурсе-смотре школьных музеев.
2009г.- победа сборника «Гражданское и патриотическое воспитание» во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации»
2010г. – I место в городском конкурсе – смотре школьных музеев и III место в областном смотре - конкурсе
2011г. – участник «Фестиваля музеев Нижегородской области»
2012 – 2017 гг. – участие в акциях, проектах, конкурсах различного уровня
2018г. – участник регионального конкурса музеев «Победа»
2019г. – победитель муниципального смотра – конкурсов музеев
Нельзя сводить духовный мир маленького человека к ученью. Если мы будем стремиться к этому, чтобы все силы души
ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником,
но прежде всего человеком с многогранными интересам, стремлениями.
Основные задачи гражданско-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Из национальной доктрины образования в РФ
Основные цели деятельности музея
Воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре своего народа.
Приобщение детей и подростков к историческому духовному наследию края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников Нижегородского края.
Музейные экспонаты
В музее имеется учетная картотека основного фонда, в которой находятся 300 единиц хранения:
вещественные источники – личные вещи, военное снаряжение, знамена, вымпелы, значки
письменные источники - военные письма, дневники, записки, личные документы,
книги с дарственными надписями, газетные вырезки, грамоты
изобразительные источники - фотографии, карты боевых действий, предметы изобразительного искусства (картины)
Среди предметов основного фонда 90 экспонатов – подлинные
Полевой телефон ТАИ-43
Планшет Пилипенко И.И. - комсорга 624 –го ордена Кутузова стрелкового полка
Похоронка и записная книжка 1943г.
Данилова К.Н. – учителя кировской школы – участника Великой Отечественной войны
Основные экспозиции
1. Боевой путь 624 ордена Кутузова стрелкового полка
2. Защита Отечества – долг каждого
3. Арзамасцы – Герои Советского Союза
4. Учителя и ученики кировской школы – участники Великой Отечественной войны
5. А.М. Фадин – Герой России
6. Человек с большой буквы (Жизненный путь П.М. Кривоногова)
7. История образовательного учреждения
8. Гимназия – школа Мира
Цель
Участники
учащихся 6-9 классов средних общеобразовательных школ,
Задачи
- изучить историю родного края, школы, их исторические и культурные ценности;
- овладение навыками поисковой работы;
- воспитывать музейную культуру;
- воспитание любви к родному краю, интереса к истории, традициям, культуре, к людям науки и творчества своего края.
Предполагаемый результат
должны знать:
- правила формирования экспозиций музеев,
должны уметь:
- вести экспозиционную, собирательскую, учетно – хранительскую и культурно – просветительную работы,
- выполнять поисковые задания,
- подготовить (организовать) тематическую выставку по материалам музеев,
Программа «Музейное дело в школе»
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Встречи с выпускниками
СШ №4 им. С.М. Кирова
Работа клуба
«Времен связующая нить»
Музейные уроки с участием ветеранов
Направления работы
Объединение дополнительного образования
«Музейное дело»
Экскурсионная работа
Издательская деятельность
Интерактивные экскурсии
Направления работы
Общешкольные Уроки Мужества
Общешкольные Уроки Гражданственности
Тематические выставки
Направления работы
«Летопись Великой Отечественной войны»
«Комсомолу – 100!»
Социальный проект
«Память в наших сердцах»
Социальный проект «Ветеран рядом»
Социальный проект
«Время выбрало их»
Социальный проект
«Бессмертный полк»
Направления работы
Проектная деятельность
- оформление стендов, посвященных становлению и развитию патриотического движения в школе – гимназии,
- акция «Письмо с фронта»,
- составление «Трудовой летописи школы им С.М. Кирова»,
- проект «Победа»,
- оформление музейной экспозиции «История миротворческого движения»,
оформление музейной экспозиции «Родная школа – слово – то какое!»
-акция «Дорога памяти» ( совместно с ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области»)
150 экскурсий
за последние три года
2500 посетителей:
учащиеся, родители,
педагоги, студенты,
ветераны Великой Отечественной войны,
гости из городов России и стран Зарубежья
Одной строкой…
Москва
Нижний Новгород
Зарайск
Улан - Удэ
Германия
Дания
Италия
Сербия
Тайланд
Украина
США
Тематика экскурсий:
- обзорная экскурсия по музею,
- экскурсия, посвященная военной истории нашей Родины «Годы, опаленные войной»,
- «Учителя и ученики школы – участники Великой Отечественной войны»,
- «Они сражались за Родину!», рассказывающая о боевом пути 624 – го стрелкового полка,
- «Человек с большой буквы», посвященная П.М. Кривоногову,
- «Юные миротворцы», посвященная миротворческому движению в гимназии,
- «История школы – наша история».
Музейные уроки
- Политическая жизнь СССР в 1920-ые годы
- Духовная жизнь СССР, культура 1920-30-х гг.
- Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
- СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
- Внешняя политика СССР в середине 1960-80 гг.
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
Научно - исследовательские и проектные работы
1. «Война в истории моей семьи»
2. «Война глазами очевидцев» (по фронтовым письмам и воспоминаниям)
3. «Правда о войне в письмах и дневниках» (на основе документальных свидетельств)
4. «Великая Отечественная война глазами арзамасцев» (по материалам архива школьного музея боевой Славы)
5. «Женщины на войне» (жительницы города Арзамаса и Арзамасского района на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу)
6. «Учитель и ученик» (о судьбе П.М. Кривоногова)
Инновационные формы работы музея
1. Создание электронных музейных экспозиций
2. Проведение виртуальных экскурсий по постоянной и временным экспозициям музея
3. Размещение электронных материалов музея на странице музея Боевой Славы ( на сайте школы)
4. Использование школьного телевидения для показа тематических экскурсий, выставок
5. Создание классами Летописи Великой отечественной войны «Низкий поклон, вам, ветераны!»
6. Составление интерактивной карты с обозначением мест проживания ветеранов Великой Отечественной войны
Использование интерактивного стола в образовательном и воспитательном пространстве музея
Электронная «Книга Памяти»
Интерактивная карта Боевого пути 624 стрелкового полка
Оцифрованные подлинные документы ШМБС
Интерактивные экскурсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.