Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
ВПР и комплексные работы готовят учащихся к сдаче ЕГЭ.
Работа по подготовке к написанию комплексных работ и ВПР начинается с 1 класса. Главная задача учителя научить ребёнка осознанно читать, анализировать тексты, работать с информацией.
С 1 класса необходимо работать с текстом. Работа с тестом — это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. К тексту задаю вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации.
С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логического мышления. Эти задания им очень интересны. Задания построены по принципу «От простого – к сложному».
Система, по которой построена подготовка к ВПР
Проведение диагностики уровня знаний учащихся.
Отработка решения элементов работы на уроках.
При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:
Орфографические минутки.
Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
Подготовка к части 2
Упражнения в классификации согласных звуков.
Прочитай слова.
Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.
Запиши, сколько в этих словах:
звуков [ д ] ____________
букв д ________________
Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.
Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.
Использую при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи, а также для самостоятельной подготовки есть сайты и участие в конкурсах, которые готовят учащихся к ВПР.
Методика полного усвоения знаний.
Установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу ( термин, факт, понятие, принцип, процедуру)- «запомнил, воспроизвел, узнал»;
- понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую ( объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий);
- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – « определил ценность и значение объекта изучения».
Разноуравневое обучение.
Установка: распределение класса по уровню обучаемости, определение темпа обучения, необходимого для каждого уровня.
Класс с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в разных образовательных областях на следующих уровнях: 1- минимальном (государственный стандарт), 2- базовом, 3- вариативном ( творческом).
В дальнейшем эта технология получила название « технология обучения базису без отстающих».
Коллективное взаимообучение
Установка: работа в парах смешанного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.
Основные преимущества:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
Парную работу можно использовать в трех видах:
пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;
вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучения по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания
Справка: Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10%- читает глазами, 26% - слышит, 30% видит, 50% видит и слышит, 70%- обсуждает, 80% опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.
Развивающее обучение
Игра совершенствуются целеполагающая свобода выбора , самостоятельность ( я – выбираю, я – управляю, я- принимаю решение), ответственность , формируется нравственная мотивация. Имитирует реальную деятельность, в том числе производственную и социальную, помогает вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся
Использование тестов -стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Чаще всего тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков(объективность результатов, легкая обработка результатов, развитие логического мышления и внимания).
Цель их использования:
- возможность детальной проверки каждого изученного вопроса, каждой темы, а также оперативной диагностики результатов обучения, что позволяет быстро вносить коррективы в учебный процесс;
- возможность учета и реализации индивидуальных особенностей учащихся;
- экономия учебного времени на проверку знаний и умений учащихся;
- разнообразие используемых в процессе обучения форм контроля.
- выработка осмысленного чтения
Обучение успехом:
Создание ситуации успеха на уроке:
-атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока
-аванс успеха, снятие стрессовой ситуации, придание уверенности
-высокая мотивация предлагаемых действий
-реальная помощь в продвижении к успеху
-педагогическое внушение успешности обучения
-педагогическая поддержка
-оценивание(сравнивать ученика с самим собой)
-самооценка ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.