Что такое «системно-деятельностный подход»?
Концепция ФГОС общего образования: «Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений»
Основные положения теории деятельности (пед. психология)
1. Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена;
2. Механизмом осуществления деятельности является решение задач;
3. Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения;
4. Существуют два специально организуемых вида деятельности людей, в процессе которых они усваивают опыт предыдущих поколений – воспитание и учение;
5. Процесс учения – это деятельность обучаемого, или учебная деятельность;
6. Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность, или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется;
7. Конечной целью обучения является формирование/ усвоение способа деятельности;
8. Всякое обучение знаниям в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний;
9. Первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, составляющие эту деятельность;
10. Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы;
11. Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями;
12. Усваивать знания можно, только оперируя ими;
13. Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они выполняют прикладную функцию, направляя и регулируя познавательные и практико-ориентированные действия;
14. Проектирование учебной деятельности необходимо начинать не с определения содержания системы знаний, а с анализа предстоящей деятельности учащихся ;
15. При организации и проведении процесса обучения исходными являются знания, и именно потому, что они выполняют служебную функцию (инструмент).
Характеристика системно-деятельностного подхода: идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина
Деятельностный подход
рефлексивный
Системный подход
дифференцированный
информационный
Когнинитивный/
знаниевый
компетентностный
личностно-развивающий
культурологический
Следовательно,
системно-деятельностный подход не отменяет, а упорядочивает, интегрирует другие научные подходы, выделяя в нем то лучшее, что может повысить качество образования;
ведущая роль закрепляется за деятельностным подходом;
основная установка этого подхода: развитие ученика определяется той деятельностью, которую он выполняет, содержанием и организацией этой деятельности;
усиливается интеграция процессов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Функция системно-деятельностного подхода
усиление ориентации на результаты образования как системообразующий компонент стандартов;
цель образования состоит в развитии личности обучающегося; развитие личности возможно только в деятельности;
процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как обретение личностью духовно-нравственного и социального опыта;
учебная деятельность ориентирована на освоение учащимися универсальных способов деятельности (УУД)
Методологическая основа разработки ФГОС
Чем обеспечивается достижение эффектов развития?
Особенность реализации деятельностного подхода в ФГОС ОО состоит в том, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи
(Концепция ФГОС ОО, с. 16).
Следовательно, основные направления развития учащихся в образовательном процессе обеспечиваются специально разработанными типами учебных задач
Кроме качеств личности необходимо предусмотреть развитие способностейСпособность: индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения деятельности
Любая деятельность реализуется через способности; способности – это механизм реализации деятельности
Способности развиваются только в деятельности, т.е. развитие способностей определяется требованиями деятельности:
Чтобы управлять учебной деятельностью и добиваться развивающего эффекта, необходимо четко представлять внутреннюю структуру этой деятельности
ФГОС: деятельностный подход
развитие общей способности учиться
«уметь учиться»
Развитие деятельностных способностей учащегося:
синтез индивидуальных психологических особенностей и свойств личности учащегося, которые составляют субъективные условия успешного осуществления учебной деятельности
Универсальные учебные действия как инструментальная основа организации учебной деятельности школьника
Зачем нужны УУД ?(основные функции в учебной деятельности)Это инструментальная основа самостоятельной учебной деятельности, которая позволяет:- определять, формулировать, принимать, удерживать цели деятельности;- планировать самостоятельную (индивидуальную, коллективную) учебную деятельность;- подбирать необходимые, доступные и достаточные средства для выполнения учебной деятельности.
- эффективно, качественно исполнять запланированную деятельность;
самостоятельно контролировать и оценивать деятельность и полученные результаты.
Таким образом, УУД задают некоторую универсальную, инвариантную познавательную схему как широкую ориентировочную основу самостоятельной деятельности школьника, которая позволяет ему:
самостоятельно думать
обдуманно действовать
адаптироваться к социальным условиям
быть способным к самообразованию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.