Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и
таких методических приемов, которые активизировали бы мыслительную
деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Для введения отрицательных чисел мы обычно используем демонстрационные модели термометра.
Отвлечённый от оси разговор о повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два последовательных изменения температуры и определить, что получилось в результате – повышение или понижение и на сколько градусов.
Но как только мы даем иллюстрацию сложения на оси, то неизбежно переходим к сложению « разнородных» слагаемых – «отметки» и «изменения», т.е смешиваем порядковый номер и количественный аспекты понимания числа.
Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и -3 требует постоянного внутреннего перевода: повышение на 2 и понижение на 3.
Эти знаки можно использовать для обозначения и других противоположных состояний: наличия и долга, выигрыша и проигрыша и т.п.
Например, вместо записи «есть в наличии 5 рублей» запишем +5 руб
«есть 3 рубля долга» можно написать кратко: -3 руб.
Математический диктант
1) Найдите сумму чисел-2,5 и 5
2) Чему равна сумма чисел -7 и -3
3) Найдите значение суммы чисел а+в при а = -49, в = 47
4) Уменьши число -3 на 3
5) Найдите разность чисел, если уменьшаемое 12, а вычитаемое 15
6) Запишите выражение: -7 вычесть -8 и найдите его значение
Устный счет
1. На столе лежат две стопки карточек: на одной с положительными числами, на другой – с отрицательными числами. Учитель или ученик по желанию показывают карточки. Ученики выполняют действия с ними.
2. На экране 10 примеров. Назовите номера примеров, где в ответе получаются:
a) Положительные числа
b) Одинаковые ответы
c) Ни положительное, ни отрицательное число
Залачи
1) Даны три числа, два из них – противоположные. Найдите третье число.
2) Запишите число, которое надо вычесть из -9, чтобы получить 9.
-9 - =9
3) Витя Верхоглядкин записал все целые числа от – 200 до 200
включительно. Потом он пересчитал и у него получилось 400. А у вас?
4) Решите уравнение: -х +3=2
5) Попробуйте восстановить числа вместо *:
-3,02 < -3,*1
6) Сравните: - *, * * * и 0
7) -7,5*8 > -7,513
8) Смекалкин предложил следующую задачу: Придумайте два числа, сумма которых меньше каждого из них.
Самостоятельная работа-зачет.
Вместо • подставьте любые цифры и выполните действия
1) - •• + • =
2) - • + •• =
3) -• + (-•) =
4) • - •• =
5) • - (-•) =
6) -• - (-•) =
7) - • - • =
8) - • + • =
9) 0 - • =__
Найти значения выражений, | |
а) – 35 + (- 9) = | д) – 1,6 + ( - 4,7) = |
б) 26 + (-6) = | е) - 5,6 + (- 2,4) = |
в) – 17 + (- 8) = | ж) – 6,3 + 7,8 = |
г) – 70 + 50 = | з) 9 + (- 10,2) = |
Бросили три выигрышных кубика. К сумме очков первых двух кубиков прибавили число очков третьего кубика. Потом к числу очков первого кубика прибавили сумму очков второго и третьего кубиков. Получатся ли одинаковые результаты? Выполняется ли это свойство для кубиков трёх кубиков синего цвета. Для кубиков разных цветов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.