Презентация: "Согласный звук Ц, буква «Ц»".

  • ppt
  • 21.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала звук ц.ppt

Презентация к занятию Тема: Согласный звук Ц, буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Составила презентацию:
воспитатель МКДОУ детского сада «Солнышко»
Сенина Людмила Васильевна.

Игровое упражнение "как сказать правильно?« — Послушайте, что я вам скажу, и подумайте, правильно ли будет такое выражение: полный человек. Что это значит? (Толстый.) А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? (Большое дерево.) Полная бумага или толстая? Что может быть полным? Мы скажем полный (колодец, карман, кошелек, стакан); полная (чаша, тетя, тарелка); полное (ведро); полные (дяди, карманы). — Жаркий день. Как сказать по-другому? (Теплый.) Жаркий спор (горячий). Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? Как сказать правильно?

Игровое упражнение:  «ДОМ-ДОМИЩЕ»
— Я назову вам слово, вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать — ласково, грубо, пренебрежительно...
часы — часики;

Рука —ручка — ручища (большаярука).

Береза — березка — березонька.

лопата — лопатка;

стол — столик;

дуб — дубочек

дождь — дождик — дождичек

река — речка — реченька —речушка;

погода — погодка;

туча — тучка;

туча — тучка

сапоги — сапожки — сапожищи;

нога — ножка — ноженька — ножища;

брюки — брючки;

лист — листочек;

коса — косичка — косища;

ложка — ложечка;

шапка — шапочка;

письмо — письмецо — письмишко;

друг — дружок — дружочек;

мальчик — мальчишка; девочка — девчушка;

волк — волчонок — волчишко — волчище;

собака — собачка.

3. Фонематическая зарядка:
1. Как называют цыплят? (Цып-цып..)

2. как зовут муху, которая пошла на базар и купила самовар? (Цокотуха)

3. Что подарил комарик Мухе- цокотухе? (цветы)
4. Какой звук вы слышите в начале слов «цокотуха», «цветы»?

5. Определите на слух слова со звуком Ц в четверостишие:
Любовалась цыплятами курица, 
Что ни цыпленок- то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец! 
Дети называют слова , в которых они услышали звук Ц, определяют местоположение звука в слове.

Ц

Анализ звука Ц.
Звук [Ц] - согласный, произносить этот звук нам помогает язычок (широкий кончик язычка упирается в нижние зубки, губы в улыбке). всегда твёрдый. Ц- глухой согласный звук (при его произнесении «домик» -горлышко спит). Звук обозначается синим цветом.

5. Физминутка «Цапля» Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

6. Игровое упражнение «Поймай звук» Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, если слышат звук Ц.

Цапля-аист
Птица-зверь
Яйцо-цыпленок
Лиса-заяц
Колесо-пуговица
Царь-король
Курица-петух
Театр-цирк
Скворец-певец
Роза-цветок

7. Звуковой анализ слова КУРИЦА (работа в тетрадях )
Делят слово курица на слоги: ку-ри-ца.
Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
курица — слово из 3 слогов: ку-ри-ца. Ударение падает на 1-й слог.

8. Пальчиковая игра «Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков».
«Жили - были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снова снимали свои колпачки (шапочки)». (Дети снимают каждый колпачок при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

9. Работа с предложением (в тетрадях)
Дети придумывают предложение со словом курица и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски)
Анализируют предложение по плану:
Сколько слов в предложении?
Какое слово в предложении первое ? Как мы его обозначим?
Назовите второе слово в предложении.
Какое слово следующие?
И т.д.

10. Знакомство с буквой Ц.
Буква Ц прописывается в воздухе, рассматриваются элементы буквы.

11. Игровое задание .
Выкладывание буквы из мелких элементов по желанию.

Итог Как определить, сколько слогов в слове? Как определить сколько гласных в слове? Что больше всего понравилось на занятие? Какое задание было самое трудное?