Презентация «Создание эффективной воспитательной среды: формы, методы, значение, результат»

  • pptx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация.pptx

«Создание эффективной воспитательной среды:
формы, методы, значение, результат»

Целью коррекционной работы является: исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.

Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Основными задачами данной работы являются:

-коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
-подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;
-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.
 

При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть следующие направления:

-воспитание в процессе обучения;
-внеклассная работа по предметам (учителя- предметники);
-работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
-индивидуально-групповые занятия со специалистами;
-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;
-воспитательные мероприятия (воспитатели группы продлённого дня);
-социально- бытовая ориентация;
-кружки, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);
-организованный досуг. 

В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы:

- Нравственное воспитание.
-Правовое воспитание.
-Гражданско-патриотическое воспитание.
-Эстетическое воспитание.
-Трудовое воспитание.
-Физическое воспитание.
- Безопасное жизнеобеспечение.
-Экологическое воспитание.
-Профилактическая работа.

Из опыта работы с детьми:

В формировании правильного поведения учащихся я использую методы:

1. «Сказкотерапия» - это способ передачи ребёнку моральных норм и правил, даёт очень эффективный результат.

Из опыта работы с детьми:

2. Релаксационные упражнения - помогает снять мышечное, эмоциональное напряжение. (представьте себе, что вы в воде, в самолёте и т д.)

Из опыта работы с детьми:

3. Психогимнастика. Изобразите капризного ребёнка - посмотрите это красиво? Изобразите вежливого ученика и т. д.

Из опыта работы с детьми:

4. Игра, очень действенный метод, где можно варьировать задания: ученик является участником действия, ученик в роли учителя или ведущего.

При работе с трудными детьми рекомендуется:

1. Игнорировать плохое поведение
2.Обязательно хвалить за хороший поступок, за хорошее поведение.
3.Осуждать только на фоне положительных поступков.
4.Предьявлять всем учащимся единые педагогические требования.
5.Спокойным, чётким, требовательным тоном добиваться выполнения требований.
6.Осуществлять регулярный, систематический контроль за всеми видами деятельности учащегося.

«Создание эффективной воспитательной среды:
формы, методы, значение, результат»

Задачи решаются следующими способами:

Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
Создание банка данных (коллективные дела);
Выполнение общественно-значимых дел;
Установление связей с внешней средой

Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:


Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;
Учитывает особенности характера и недостатки каждого ребенка;
Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;
Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

Организационно-координирующую деятельность:

установление связи школы с семьей;
взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
индивидуальное взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

Коммуникативную деятельность:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление субъектных отношений между учителем и обучающимся;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
 

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

Аналитико-прогностическую деятельность:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
 

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:

индивидуальные (беседа, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи.);
коллективные (коллективные дела, конкурсы, театрализованные представления, концерты, экскурсии.).

Я, как классный руководитель, осуществляя воспитательную работу с детьми с ОВЗ, выполняю:

коррекционно-развивающую работу с обучающимися своего класса;
индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;
работу по подготовке и проведению внеклассных мероприятий;
работу с родителями
(законными представителями)

Также использую в своей работе эффективные педагогические технологии:

здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, экскурсии.
игровые технологии: коррекционно-развивающие игры и упражнения;
разноуровневое обучение

жыраф

Ключевой единицей воспитательного процесса является классный час (разговор о важном)

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями учащихся.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Спасибо за внимание!