Презентация "Тревожность в подростковом возрасте"

  • pptx
  • 25.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тревожность в подростковом возрасте.pptx

«Тревожность в подростковом возрасте»

МКОУ « Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина»
Ученицы 9 «В» класса,
Изотовой Екатерины Николаевны Педагог-психолог , Бобкова Ирина Александровна


Актуальность  выбранной темы заключается в том, В сложившихся социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Многие основные свойства и личностные качества формируются в период школьной жизни и от того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие.
Цель исследования: определить наличие тревожности среди учащихся 9 в класса нашей школы.




Задачи исследования:
1)выяснить, что такое тревожность.
2)выяснить, какие особенности проявления тревожности могут быть в подростковом возрасте.
3)узнать, зависит ли тревожность от психологических свойств личности.
4)узнать, как тревожность влияет на подростка.
5)исследовать уровень тревожности 9 в класса


Гипотеза : если исследовать учащихся 9-в класса, то можно выявить подростков относящихся к группе риска (тревожности
Объект исследования: учащиеся 9 В МКОУ Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина.
Предмет исследования: уровень тревожности учащихся 9В класса.
Методы исследования: 
Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании.
Анализ - метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
Диагностика - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.
Обобщение - подведение итогов, общий вывод



1.1«Понятие тревожности»
 
Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают понятия «тревога» как эмоциональное состояние и «тревожность» как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

I.2 Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.

Существенно тревожность начинает выражаться в момент формирования характера подростка. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной.

О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п.


1.3 Зависимость тревожности от психических свойств личности.
Каждый подросток по разному переживает "ТРУДНЫЕ" ситуации и проявляет различную степень тревожности, в зависимости от своей заинтересованности в конечном результате.
Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».  Существуют и половые различия   в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д., особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе.

1.4 Как тревожность влияет на подростка?
Тревожность влияет на эмоциональное состояние подростка и мешает ему взаимодействовать с окружающим миром, но кроме этого, она воздействует на наше внимание, наши решения, наше понимание окружающей действительности.
Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями.

1.5 Понятие школьной тревожности.
Школьная тревожность – это особый вид тревожности, которая связана с переживанием школьного неблагополучия. «Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников». Ребенок в школе постоянно чувствует свою неполноценность, неадекватность, не уверен, в том, что правильно принимает свои решения, и что ведет себя правильно.


II. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
2.1.Исследование уровня школьной тревожности у подростков по методике Филлипса.

Методика, с помощью которой проводилось исследование, называется
«Методика диагностики школьной тревожности Филлипса».
Она предназначена для изучения уровня и характера школьной тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. В данном случае исследовались подростки среднего школьного возраста ученики 9 класса «МКОУ Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина» п.Горшечное в количестве 16 человек. Тест состоит из 58 вопросов, на которые ребенок должен ответить однозначно «да» или «нет».




переживание социального стресса;
фрустрация потребности в достижении успеха;
страх самовыражения;
страх ситуации проверки знаний;
страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
проблемы и страхи в отношениях с учителями;
общая тревожность в школе.








Данный тест определяет тревожность по 8 факторам:









№ ученика п/п

Возраст

Показатели тревожности, %

50 %

75 %

1

2

3

4

5

Ученик 1

15 лет

+

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Ученик 6

Ученик 7

Ученик 8

16 лет

+

Ученик 9

15 лет

+

Ученик 10

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

16 лет

Ученик 14

15 лет

Ученик 15

Ученик 16

16 лет

Процент учащихся, %

88

6









№ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности, %

1

2

3

4

5

6

7

8

50 %

75 %

50 %

75 %

50 %

75 %

50 %

75 %

50 %

75 %

50 %

75 %

50 %

75 %

50 %

75 %

Ученик 1

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 2

+

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

+

Ученик 6

+

Ученик 7

+

Ученик 8

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 9

+

+

+

+

+

+

+

+









Ученик 10

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

+

+

+

+

+

Ученик 14

+

+

+

+

+

+

Ученик 15

+

Ученик 16

+

Процент учащихся, %

81

12

0

81

12

0

81

12

6

81

6

12

93

6

93

6

0

88

6

88

12

6









ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе проведена диагностика школьной тревожности по методике Филлипса. По результатам исследования у 88 % подростков уровень тревожности в норме, но есть отдельные факторы, по которым этот уровень достаточно высокий. Например, исследования показали, что большинство испытуемых имеют страх ситуации проверки знаний – по этому фактору самый высокий уровень тревожности в классе. Это говорит о том, что дети переживают негативные эмоции при проверке знаний, даже при возможной, особенно если проверка публичная.









СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!