Актуальность выбранной темы заключается в том, В сложившихся социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Многие основные свойства и личностные качества формируются в период школьной жизни и от того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие.
Цель исследования: определить наличие тревожности среди учащихся 9 в класса нашей школы.
Задачи исследования:
1)выяснить, что такое тревожность.
2)выяснить, какие особенности проявления тревожности могут быть в подростковом возрасте.
3)узнать, зависит ли тревожность от психологических свойств личности.
4)узнать, как тревожность влияет на подростка.
5)исследовать уровень тревожности 9 в класса
Гипотеза : если исследовать учащихся 9-в класса, то можно выявить подростков относящихся к группе риска (тревожности
Объект исследования: учащиеся 9 В МКОУ Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина.
Предмет исследования: уровень тревожности учащихся 9В класса.
Методы исследования:
Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании.
Анализ - метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
Диагностика - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.
Обобщение - подведение итогов, общий вывод
1.1«Понятие тревожности»
Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают понятия «тревога» как эмоциональное состояние и «тревожность» как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
I.2 Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.
Существенно тревожность начинает выражаться в момент формирования характера подростка. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной.
О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п.
1.3 Зависимость тревожности от психических свойств личности.
Каждый подросток по разному переживает "ТРУДНЫЕ" ситуации и проявляет различную степень тревожности, в зависимости от своей заинтересованности в конечном результате.
Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». Существуют и половые различия в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д., особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе.
1.4 Как тревожность влияет на подростка?
Тревожность влияет на эмоциональное состояние подростка и мешает ему взаимодействовать с окружающим миром, но кроме этого, она воздействует на наше внимание, наши решения, наше понимание окружающей действительности.
Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями.
1.5 Понятие школьной тревожности.
Школьная тревожность – это особый вид тревожности, которая связана с переживанием школьного неблагополучия. «Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников». Ребенок в школе постоянно чувствует свою неполноценность, неадекватность, не уверен, в том, что правильно принимает свои решения, и что ведет себя правильно.
II. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
2.1.Исследование уровня школьной тревожности у подростков по методике Филлипса.
Методика, с помощью которой проводилось исследование, называется
«Методика диагностики школьной тревожности Филлипса».
Она предназначена для изучения уровня и характера школьной тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. В данном случае исследовались подростки среднего школьного возраста ученики 9 класса «МКОУ Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина» п.Горшечное в количестве 16 человек. Тест состоит из 58 вопросов, на которые ребенок должен ответить однозначно «да» или «нет».
переживание социального стресса;
фрустрация потребности в достижении успеха;
страх самовыражения;
страх ситуации проверки знаний;
страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
проблемы и страхи в отношениях с учителями;
общая тревожность в школе.
Данный тест определяет тревожность по 8 факторам:
№ ученика п/п | Возраст | Показатели тревожности, % | ||
50 % | 75 % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ученик 1 | 15 лет | + | ||
Ученик 2 | ||||
Ученик 3 | ||||
Ученик 4 | ||||
Ученик 5 | ||||
Ученик 6 | ||||
Ученик 7 | ||||
Ученик 8 | 16 лет | + | ||
Ученик 9 | 15 лет | + | ||
Ученик 10 | ||||
Ученик 11 | ||||
Ученик 12 | ||||
Ученик 13 | 16 лет | |||
Ученик 14 | 15 лет | |||
Ученик 15 | ||||
Ученик 16 | 16 лет | |||
Процент учащихся, % | 88 | 6 |
№ ученика | Показатели по видам (факторам) тревожности, % | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||
50 % | 75 % | 50 % | 75 % | 50 % | 75 % | 50 % | 75 % | 50 % | 75 % | 50 % | 75 % | 50 % | 75 % | 50 % | 75 % | |||||||||
Ученик 1 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
Ученик 2 | + | |||||||||||||||||||||||
Ученик 3 | ||||||||||||||||||||||||
Ученик 4 | ||||||||||||||||||||||||
Ученик 5 | + | |||||||||||||||||||||||
Ученик 6 | + | |||||||||||||||||||||||
Ученик 7 | + | |||||||||||||||||||||||
Ученик 8 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
Ученик 9 | + | + | + | + | + | + | + | + |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проведена диагностика школьной тревожности по методике Филлипса. По результатам исследования у 88 % подростков уровень тревожности в норме, но есть отдельные факторы, по которым этот уровень достаточно высокий. Например, исследования показали, что большинство испытуемых имеют страх ситуации проверки знаний – по этому фактору самый высокий уровень тревожности в классе. Это говорит о том, что дети переживают негативные эмоции при проверке знаний, даже при возможной, особенно если проверка публичная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.