Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
В ней выделяются шесть разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
«Познаем других людей и себя»
«Познаем мир»
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
«Учимся родному языку»
«Учимся рисовать»
«Играем и фантазируем»
Реализация речевой подготовки УМК «Предшкольная пора»(Раздел 4 «Учимся родному языку», 36 часов)
Этот раздел направлен на формирование речевой готовности ребёнка к школе. Рассматривается процесс пополнения активного словаря словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.).
На занятиях учат:
По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описания предметов, пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.).
Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.).
Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Виноградова Н. Ф. «Придумай и расскажи»;
Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе».
Журова Л. Е., Кузнецова М. И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;
Журова Л. Е., Кузнецова М. И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.