УЭ – 0. Интегрирующая цель
Образовательная: сформировать понятие урбанизации, охарактеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определить общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения.
Развивающая: Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.
Структура урока
Организационный момент – 2 мин.
Проверка ранее изученного материала – 10 мин.
Изучение нового материала (самостоятельная работа с учебником) – 23 мин.
Закрепление пройденного – 7 мин.
Инструктаж по выполнению домашнего задания – 2 мин.
Рефлексия (оценка своей работы на уроке) – 1 мин.
Домашнее задание
УЭ – 2. Проверка ранее изученного материала (10 мин.)
Цель: Проверить уровень и качество знаний учащихся по теме: “Размещение и миграции населения”.
Учащиеся получают лист с заданиями, затем ключом противоположного варианта и критерием оценок.
Письменный опрос по вариантам – 8 мин.
В I | В II |
1. Как размещается население по территории земного шара? Какие факторы влияют на размещение и плотность населения? | 1.Что понимают под миграцией? Какие виды миграций Вам известны? Назовите главные причины миграций. |
Ключ для проверки (2 мин.)
В I | В II |
I. 1.Неравномерно | I. а) перемещение населенияб) внешняя и внутренняяв) 1. Экономические 2. Политические 3. Национальные 4. Религиозные 5. Экологические |
Критерии оценки:
“5” - не допустили ошибок.“4” - 2-3 ошибки.“3” - 4-5 ошибок.“2” - за 6 и более ошибок.
Работы сдаются учителю.
Если на уроке будут учащиеся, не изучавшие данную тему, им предлагается инструкционная карта следующего содержания:Тема: “Размещение и миграции населения”Цель: 1. Познакомиться с миграциями населения, ее видами, выявить причины миграций, определить главные очаги миграций до и после II мировой войны.2. Изучить размещение населения, выявить факторы, влияющие на размещение населения. 3. Определить районы с самой высокой и самой низкой плотностью населения.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр. 126-129.
2. Ответьте на вопросы:
а) Как размещается население?б) Какова средняя плотность населения?в) Назовите территории, где сформировались крупные сгустки населения?
3. Прочитайте текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр. 129-132.
4. Дайте определение миграции5. Заполните схему:
УЭ – 3 Изучение нового материала (23 мин.)
Тема: Расселение населения. Урбанизация.
Цель: Изучить городскую и сельскую формы расселения, особенности процесса урбанизации, общие черты урбанизации. Познакомиться с уровнями, темпами и формами урбанизации.
УЭ – 3.0. Учащиеся должны
Знать | Уметь |
Сущность, основные черты, темпы и формы урбанизации | Составлять таблицы и схемы по текстам учебника. |
УЭ – 3.1.
Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр. 134-135.
2. Выпишите определение понятия “урбанизация”3. Выпишите общие черты урбанизации.4.Сравните свои ответы с ответами товарища (при необходимости обратитесь за помощью к учителю).
УЭ – 3.2.
Цель: Познакомиться с уровнями, темпами и формами урбанизации.
Задания:
1. Прочитайте текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр. 135-136 и заполните таблицу.
Название уровней | Доля городского населения | Примеры стран |
1. ? | ниже 20% | ? |
2.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.3. Прочитайте текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр 135 и выпишите определения понятий агломерация, мегаполис.4. Проверьте свои ответы по карточке у учителя.5. Выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите их на карте № 14 атласа.6.Проверьте друг друга.
УЭ – 3.2. Ключ к проверке
Название уровней | Доля городского населения | Примеры стран |
1.низкий | ниже 20% | Эфиопия, Нигер, Афганистан |
Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше темпы.
Агломерация – скопление городов.
Мегаполис – скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом.
УЭ – 3.3
Цель: Познакомиться с понятием субурбанизация”.
Задания:
1. Прочитайте текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр. 135-136 и запишите определение понятия субурбанизация. Для каких стран она характерна?2.Сравните свой ответ с ответом товарища.
УЭ – 4 Закрепление пройденного материала
Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.
Учащиеся должны выполнить одно из предложенных заданий. (Уровень и вариант выбирают сами учащиеся, исходя из своих возможностей).
Учащиеся получают листы с заданиями.
Задание: Выполните одно из заданий А,В, или С, исходя из своих возможностей.
А
1.Заполните пропуски в предложении:
а). Для современного этапа “урбанизации характерен переход от “точечного” города к…
б). Главной формой расселения людей в современном мире постепенно становятся…
2. Назовите общие черты урбанизации:
1.
2.
3.
Правильный ответ – 3 балла
3.Рассеянное сельское расселение характерно для:
1. Китая
2. Австралии
3. Японии
4. США
Правильные ответы подчеркните.
Правильный ответ – 2 балла
Критерии оценки
“5” - 7 баллов.“4” - 6-5 баллов.“3” - 4 балла.“2” - 3 и менее баллов.
В
1.Каковы причины низких темпов урбанизации в развитых странах?
а) горожане предпочитают жить в пригородах
б) жители городов переезжают в села в поисках работы
в) концентрация промышленности и транспорта в городах – резко ухудшает экологические условия в них
г) все эти причины
Правильный ответ- 2 балла
2.Высокую долю горожан имеют страны:
а) Чили, Австралия, Китай,
б) Испания, Португалия,
Индия
в) США, Канада, Россия
Правильный ответ – 2 балла
3.Почему высокая доля городского населения в развивающихся странах не может служить показателем высокого уровня жизни.
Правильный ответ – 3 балла
Критерии оценки
“5” - 7 баллов.“4” - 6-5 баллов.“3” - 4 балла.“2” - 3 и менее баллов.
С
1.Что такое урбанизация и городская агломерация? Существует ли прямая зависимость между уровнем урбанизации и плотностью населения?
Подтвердите ответ примерами.
Правильный ответ – 3 балла
2.Почему в развитых странах замедлились темпы урбанизации?
Правильный ответ – 2 балла
3.Проанализируйте данные таблицы в учебнике «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр.132-137. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1950 г. До 2000г.
Правильный ответ – 2 балла
Критерии оценки
“5” - 7 баллов.“4” - 6-5 баллов.“3” - 4 балла.“2” - 3 и менее баллов.
УЭ – 5 Домашнее задание
Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.
Задание: Повторить записи в тетрадях или прочитать текст учебника «География. Общий обзор. Страны СНГ» Авторы: А.С. Бейсенова и др. на стр.132-137. Выполнить задание на стр. 137.
На контурной карте обозначить крупнейшие агломерации и мегаполисы.
УЭ – 6 Рефлексия
Цель: Оценить свою работу на уроке.
Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне.
А.) Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.
Б.) Урок понравился, я старался выполнить все задания.
В.) Некоторые задания были сложны для меня.
Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.