Урок математики в 6 классе по теме «Сложение целых чисел»
Тип урока: Формирование новых знаний и способов действий.
Цель урока:
Открыть алгоритм сложения целых чисел
Сформулировать правила сложения чисел одного знака и чисел разных знаков.
Учиться складывать целые числа с использованием открытого алгоритма
Оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные:Приобретение умения складывать числа с разными знаками;
Формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы.Личностные: получать возможность оценить свой учебный труд, труд одноклассников.
Метапредметные:Личностные УУД– формирование учебно-познавательного интереса к деятельности; воспитание доброжелательного отношения к окружающим; формирование умения проводить объективный самоанализ деятельности.
Регулятивные УУД – определять и сформулировать цель на уроке с помощью учителя; спланировать каждое свое действие в соответствии с поставленной задачей;выполнять нужные действия по алгоритму;Коммуникативные УУД –оформлять свои мысли в устной и письменной форме;получать возможность слушать и понимать речь других;Познавательные УУД –Смогут установить аналогии;Получат новые знания: найдут ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
План урока:
1. Организационный момент.(1мин)
2. Проверка домашнего задания.(2мин)
3. Актуализация опорных знаний.(6мин)
4. Объяснение нового материала.(10мин)
5.Физкультминутка.(1мин)
6. Закрепление материала (Решение примеров).(15мин)
7. Рефлексия.(3мин)
8. Домашнее задание.(2мин)
1. Организационный момент.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Приветствие. Сообщение темы, цели и структуры урока. Настроить обучающихся на рабочий лад. | Настраиваются на работу. |
Эпиграф к уроку: «Самое полезное в жизни – это собственный опыт»
Вальтер Скотт
Можно сотни раз слышать и видеть, как другие складывают целые рациональные числа. Сегодня вы увидели, а завтра забыли. Если вы сами научитесь складывать целые числа, то это умение навсегда останется с вами. Итак, будем учиться. Наше обучение начнём с проверки домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Организация проверки домашнего задания. | Самопроверка |
3. Актуализация опорных знаний.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Создает условия для актуализации знаний. | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. |
Мотивационные вопросы:
- Насколько для меня важно достигнуть поставленных задач урока?
- Где в повседневной жизни я могу использовать знания о сложении чисел с разными знаками, отрицательных чисел?
- Что мешает мне сосредоточиться на теме урока?
- Какую личную цель я ставлю на данный урок?
(двое учеников работают на доске, остальные - в тетрадях) Записать числа под диктовку: - 15, + 10, - 3, 2, - 7, 0, - 4, 9, + 7, - 10.
Работа с классом:
Назовите:
- отрицательные числа;
- натуральные числа;
- положительные числа;
- целые числа.
Выделите квадратиком противоположные числа, обведите в кружочек – наименьшее целое число, в треугольник – наибольшее целое число.
Деятельность обучающихся.
Целеполагание:
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Послушайте четверостишие и попробуйте определить цель нашего урока: | Мы будем учиться складывать отрицательные и положительные числа. |
На счете мобильного телефона было 0 рублей.
На счет положили 33 руб., а потом ещё 45 руб. Сколько денег на счете?
Со счета мобильного телефона потратили 83 руб., а потом ещё 36 руб. Сколько денег на счете?
На счет положили 50 руб., а потратили 35 руб. Сколько денег на счете?
На счет положили 14 руб., а потратили 36 руб. Сколько денег на счете?
(по ходу решения задач оформляем таблицу)
5.Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Вычисли сумму и расшифруй имя индийского математика и астронома, который первым сформулировал правила действий с целыми числами
a | -3 | - 10 | -10 | 7 | 0 | -7 | 1 | -5 | 9 | -9 | |
b | - 2 | - 20 | 9 | -9 | -7 | - 4 | 11 | -8 | -4 | 0 | |
a+b |
Брахмагупта сформулировал эти правила в 628 году
Из книги Брахмагупты:
«Имущество и имущество есть имущество»
«Сумма двух долгов есть долг»
«Сумма имущества и долга равна их разности»
«Сумма долга и нуля есть долг»
«Сумма имущества и нуля есть имущество»
«Сумма двух нулей есть ___»
ок. 598—670 г.г.
Законы сложения чисел с разными и одинаковыми знаками можно наблюдать в физических явлениях
Смешивание горячей и холодной воды
горячая + горячая → горячая
холодная + холодная → холодная
горячая > холодная → тёплая
горячая < холодная → прохладная
сложение положительных чисел
сложение отрицательных чисел
сложение чисел с разными знаками
Сформулируем алгоритмы
Сумма двух положительных чисел положительна, а сумма двух отрицательных чисел отрицательна.
Сумма двух чисел разных знаков может быть как положительным числом, так и отрицательным. Знак суммы зависит от того, какое число «перевесило» – положительное или отрицательное.
6. Закрепление материала (Решение примеров).
Первичное закрепление изученного материала.
Укажите стрелкой знак суммы:
Закрепление нового материала.
№ 546;549.
(+3) + (+7) | + | (+48) + (+25) |
(- 3) + (- 7) | (- 48) + (+ 25) | |
(- 3) + (+ 7) | − | (+ 48) + (- 25) |
(+3) + (- 7) | (- 48) + (- 25) |
7. Подведем итоги
Рефлексия деятельности | «+», | |
1. | Я понял, как складывать числа с | |
2. | Я понял, как складывать числа с | |
3. | Я научился применять алгоритмы сложения целых чисел при решении примеров. | |
4. | Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки | |
5. | Данная тема не вызвала у меня затруднений. |
8. Домашнее задание.
№ 549; 554, учить правила сложения целых чисел.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Организует обсуждение домашнего задания | Принимают участие в обсуждении д/з, высказывают затруднения, предположения по возможному решению затруднений |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.