Презентация урока по теме «Выражения с переменной» для 3 класса

  • pptx
  • 22.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация урока по теме_Выражения с переменной_для 3 класса.pptx

Презентация урока
по теме
«Выражения с переменной»
для 3 класса

Яковлева Татьяна Петровна,
доцент кафедры математики и физики
Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Петропавловск - Камчатский

Цели урока: Деятельностная цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми приема замены нескольких числовых выражений одним выражением с переменной; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма и умению применять его в решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
1) ввести в активный словарь понятия переменная, значение переменной; выражение с переменной
2) формировать умения составлять предложения и выражения с переменной; находить значения выражений при данном значении переменной
3) развивать алгоритмический стиль мышления: умение составить алгоритм и умение работать по готовому алгоритму
4) отработать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение уравнений с комментариями по компонентам действий, решения задач.
Развивающие: -развитие математической речи; -развитие внимания; -развитие логического мышления.-развитие кругозора.
Воспитательные: - воспитывать интерес к математике; -воспитывать самостоятельность; - воспитывать желание преодолевать трудности.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Исторические сведения.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Это интересно.
7. Самостоятельная работа.
8. Итог.

Здравствуй, дорогой друг! Прежде чем изучать новую тему, необходимо вспомнить уже пройденный материал, поэтому ответь на предложенные вопросы и задачи.

Давай, решим задачи! Вспомним пройденный материал.

В муравейнике мурашки
Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить четыре штуки,
Сколько же семи мурашкам
Надо сшить всего рубашек?

Ответ!


7 ∙ 4 = 28(р.)

Мы только с парохода,
Мы только из похода –
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Сосчитай-ка поскорей!

Ответ!


7 ∙ 11 = 77(н.)

Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла,
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки сто двадцать следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?

Ответ!


120 : 4 = 30 (в.)

12 : 3

Х : 5

12 : 12

5 + 3 = 8

12 : 1

2 – b

12 : 4

12 : 6

Какая запись лишняя? Почему?

Проверь себя!

Запись является лишней потому, что это равенство!

12 : 3

Х : 5

12 : 12

12 : 1

2 – b

12 : 4

12 : 6

На какие группы можно разбить все эти выражения?

А знаешь ли, как люди научились считать?

Арифметика каменного века

Люди ещё не знают счёта, но для решения практических задач вынуждены выполнять операции сравнения, сложения и вычитания множеств предметов.

Числа начинают получать имена

Один - это общее свойство всех тех множеств, в которых столько же предметов, сколько солнц на небе.

Два - общее свойство тех множеств, в которых столько же элементов, сколько крыльев у птицы, и т.д. Заметить и осознать эту общность было совсем не просто.
Первые названия у чисел появились 25 тысяч лет тому назад. А вот слово для обозначения числа 1000 возникло лишь 5 – 7 тысяч лет назад.

Выход был найден с помощью замечательной идеи – укрупнения единиц счёта. Такой принцип счёта помогла открыть живая счётная машина – пальцы рук (счёт десятками).

Известно, что распространение десятичной системы счёта связано с тем, что у человека на руках 10 пальцев. Однако в принципе каждая следующая укрупнённая единица счёта может содержать любое число простых единиц.

Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.

Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурочке!
Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.

Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Вот, например, как выглядело число 5656.

Греческая система счисления была основана на использовании букв алфавита. Аттическая система, бывшая в ходу с 6-3 вв. до н.э., использовала для обозначения единицы вертикальную черту, а для обозначения чисел 5, 10, 100, 1000 и 10 000 начальные буквы их греческих названий.

В более поздней ионической системе счисления для обозначения чисел использовались 24 буквы греческого алфавита и три архаические буквы. Кратные 1000 до 9000 обозначались так же, как первые девять целых чисел от 1 до 9, но перед каждой буквой ставилась вертикальная черта..

А теперь давай попробуем решить задачу!

Задача. Дима и Caша занимаются теннисом. Дима ходит на занятия 4 дня в неделю, а Саша — на X дней больше. Сколько раз в неделю занимается теннисом Саша?
Решением этой задачи является буквенное выражение 4 + х с переменной х. Так как в неделе 7 дней, то х может принимать значения 1, 2 и 3.
Подставим в выражение 4 + х вместо х числа 1, 2 и 3. Получатся числовые выражения 4 + 1,4 + 2 и 4 + 3, значения которых равны соответственно 5, 6 и 7:
При х  = 1  получим      4  + х    = 4 + 1 = 5 при х = 2   получим      4  + х    = 4 + 2 = 6 при х = 3     получим      4  + х    = 4 + 3 = 7

Это значит, что если Саша занимается на 1 раз в неделю больше Димы, то у него в неделю 5 занятий, если на 2 раза больше, то у него в неделю 6 занятий, а если на 3 раза больше — то 7 занятий. Числа 5, б и 7 образуют множество значений выражения 4 + х.
Буквенное выражение может содержать также две, три и более переменных.  Например, в выражении а - b - 15 две переменные — а и b.

Давай вспомним! В начале урока мы делили на группы числовые выражения. А теперь давай попробуем назвать, запись выражения одним общим выражением.

12 : 1
12 : 3
12 : 4
12 : 6
12 : 12

Проверь себя!

Правильный ответ!
12:d

Давай разберем, что такое выражение с переменной.

12 : 1
12 : 3
12 : 4
12 : 6
12 : 12

12 : a

а є {1, 3, 4, 6, 12}

Выражение с переменной.

Значения переменной а.

Составь предложение с переменной.

На столе стоит .

На столе стоит .

На столе стоит .

Проверь себя!

b є { , , }

На столе стоит b

А теперь небольшая разминка для глаз!

Глазки отдохнули, теперь давай немного отвлечемся от урока и узнаем немного интересной информации о числах и цифрах!

Интересные факты о числах

Почему на востоке в домах пропускают этажи с номером 4? В Китае, Корее и Японии число 4 считается несчастливым, так как созвучно слову «смерть». В этих странах этажи с номерами, оканчивающимися на четыре, почти всегда отсутствуют.

Математика в пословицах и поговорках


Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы.
Поговорки - краткие устойчивые выражения, преимущественно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.
Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.



Одно дерево срубишь - десять посади.
Один в поле не воин.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Раз солгал - навек лгуном стал.



Два сапога - пара.
Как две капли воды.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.

Чтобы научиться трудолюбию,
нужно три года,
чтобы научиться лени –
только три дня.
Заблудиться в трех соснах
Обещанного три года ждут.

На все четыре стороны - Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

Жить в четырех стенах - Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

Как свои пять пальцев.
Нужен, как телеге пятое колесо.
Один глупыш, а умных пятерых ссорит.
На руке пять пальцев, а который не укуси – все больно.

Семеро одного не ждут - Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих ждать себя.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь - Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные
варианты действий перед
началом какого-нибудь дела.

А знаете ли вы, что…

Древнегреческий учёный математик ПИФАГОР был победителем кулачных боёв на Олимпиаде в 548г. до н.э.

А знаете ли вы, что…

Софья Васильевна Ковалевская первая в России женщина профессор и первая в мире женщина- профессор математики.

А знаете ли вы, что…

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов интересовался математикой и мог до поздней ночи решать какую-нибудь математическую задачу!

А знаете ли вы, что…

Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение.

А теперь порешаем задачки из занимательной математики!

В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

Ответ!

У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

Ответ!

Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?

Ответ!

Из полного девятилитрового ведра нужно вылить в реку 8литров воды, пользуясь ведром в 4 литра. Затем литр, оставшийся в большом ведре, нужно перелить в пустое четырехлитровое ведро. Если в него теперь добавить три литра из полного большого ведра, то в девятилитровом ведре как раз останется шесть литров воды.... 

7 детей!

4 кошки!

Записать буквенное выражение

Определить, какая часть выражения меняется, и заменить её буквой

Определить, какая часть выражения
не меняется

Алгоритм составления буквенного выражения.

Урок полезен, всё понятно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!

Оцените свою работу на уроке.

Ты старался, но придется тебе сегодня позаниматься еще после уроков!

Ты сегодня очень старался, но нужно немного повторить пройденный материал!

Молодец! Так держать!

Спасибо за работу!