Рональд Д. Дейвис - инженер, бизнесмен и скульптор.
Разработал метод преодоления дислексии и открыл
свою первую клинику по проблемам чтения.
В 1982 году Дейвис основал Центр коррекции дислексии
при Центре по исследованию проблем чтения в штате
Калифорния, США.
В 1985 году создал Международную организацию коррекции
дислексии по системе Дейвиса, в которой врачи и педагоги
всего мира обучаются его системе.
Его книга «Дар дислексии» переведена на 10 языков.
Методика Дейвиса дает успешный результат в 99% случаев ее применения.
"Дислексия - продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания " Рональд Д.Дейвис
Ребенок, мыслящий образами, при встрече
с вербальными символами, испытывает
состояние дезориентации.
Таким образом, дислектики это люди,
находящиеся в состоянии дезориентации,
т.е. воспринимающие вербальные символы
в искаженном виде. В таком состоянии
тяжело, или невозможно писать и читать.
Дислектики думают скорее образами, чем словами или предложениями. Эта уникальная форма мышления в результате развивает у них многие способности.
Особенности дислектиков:
могут использовать способность мозга изменять и создавать ощущения;
обладают хорошо развитым осознанием окружающего их мира;
их воображение выше среднего уровня;
мыслят больше визуально, чем вербально;
у них хорошо развита интуиция и способность трехмерного восприятия.
Эти способности могут привести к развитию интеллектуальности выше среднего уровня, а также исключительно творческих талантов.
Знаменитые дислектики и дисграфики
Джордж Буш может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами».
Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой. Оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем».
Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.
Томас Алва Эдисон (1847 – 1931) - изобретатель. Плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике, и вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!
Агата Кристи (1890-1976) «королева детектива», написала больше 80 книг. Маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.
Знаменитые дислектики и дисграфики
На чем основывается лечение Дейвиса?
Метод основывается на визуальном,
а не на вербальном мышлении.
Он состоит из трех основных этапов:
научиться «контролировать» алфавит и языковые знаки, вылепливая их из пластилина;
научится «контролировать» абстрактные слова, для которых у дислектика не существует образа;
развивать навыки порядка и понимания во время чтения.
В чем смысл вылепливания слов из пластилина?
Когда ребенок сам лепит буквы, они становятся осязаемыми, и тогда ему легче их представить. Он начинает видеть буквы, какие они есть, и его почерк становится лучше.
Суть методики:
Помочь ребенку освоить наиболее
сложные для восприятия двухмерные
печатные слова и символы и получить в
своем воображении их образное выражение.
Метод учит не только читать и
писать, но и организации навыков
и ответственности: он дает чувство
времени, порядка и длительности,
и способность сконцентрироваться.
Физиологические основы методики Дейвиса
Особая форма восприятия информации у дислектиков проявляется еще в младенчестве. Уже тогда его мозг способен на мысленное «достраивание» образа матери по одному виду ее руки или локтя.
Около 2-х лет автоматически и подсознательно использует функцию дезориентации для распознавания объектов в своем окружении как единственно верное решение.
3-5 лет не формируются навыки аналитического обоснования и логики. Узнает предметы не осознанно, как другие дети, а с помощью дезориентации. 5 лет в норме дети думают словами, дислектик – образами.
6-7 лет печатные слова не вызывают в его мозгу образов слов. Возникает спутанность сознания.
9 лет фрустрация достигает своего предела и дислектик обнаруживает полную неспособность к обучению. Использует механическое запоминание и ассоциации. Остается первоначальный дар: видя объект или ситуацию, “просто знать” что это такое. Вырабатывается интуитивное понимание сути явлений. Развито воображение и изобретательность. Сориентирован визуально и кинестетически. Может думать на ходу и быстро реагировать. Все эти способности – большой дар, которого лишены многие люди!
оценка способности восприятия;
переключение;
разрядка и проверка;
точная настройка;
координация;
«освоение символов»;
три шага к легкому чтению;
освоение символов применительно к словам.
Составляющие методики Дейвиса:
Оценка способности восприятия - создание мысленных образов и умение видеть окружающий мир с помощью «умственного глаза».
Переключение - упражнение по визуализации: обеспечение контроля за перцепционными восприятиями. Обучение сознательному «включению» или «выключению» дезориентации.
Разрядка - отдых воображения при удерживании «умственного глаза» в точке ориентации.
Проверка - регулировка точки ориентации.
Точная настройка - нахождение своей оптимальной точки ориентации.
Координация - уточнение "право" и "лево".
Освоение символов - изготовление печатных символов, не воспринимаемых как образы, в трехмерном осязаемом изображении и идентификация их с обычными печатными буквами и цифрами..
Три шага к легкому чтению.
Дислектик воспринимает слово не по частям, а как единое целое. И читать учится, глядя на целые слова и отгадывая, чем же является данное слово.
1 шаг – прочитать по буквам
Цели: - научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо; - помочь научиться узнавать группы букв как слова.
2 шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам
Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.
3 шаг – пунктуация в образах
Цель: понимание читаемого материала.
Освоение символов применительно к словам
Этапы:
посмотреть слово в словаре;
выяснить, как оно произноситься (транскрипция);
прочитать первое определение вслух вместе с предложением, приводимым в качестве примера;
установить четкое понимание определения, обсудить его, составить предложение или фразы, используя это слово с таким определением;
сделать из пластилина модель концепции, описанной определением (например, для изображения предлога «в» можно вылепить изображение «вилка в розетке», либо сцену «дети играют в игру»);
сделать из пластилина символ или буквы слова и убедиться в правильности орфографии;
создать мысленный образ того, что было создано;
сказать вслух: «Это слово значит определение (Это высоко значит больше нормальной высоты)»
сказать вслух слову или символу: «Здесь говорится (слово)...»
Области коррекции:
Плохой, неразборчивый почерк;
Дезориентация в пространстве, дезорганизация;
Трудности с восприятием информации;
Трудности в узнавании слов;
Непонимание того, что только что было прочитано;
Неуклюжесть или нарушение координации;
Слабость обработки зрительной информации;
Проблемы с установлением последовательности;
Математическая фобия;
Низкая самооценка, недовольство собой, отсутствие веры в свои силы;
Тенденция к разочарованию и слишком эмоциональному восприятию проверочных и диктантов;
Сложности с дисциплиной особенно с самодисциплиной;
Неспособность понимания числа при возможности хорошо владеть другими областями математики;
Невозможность сосредоточиться, большое количество ошибок из-за невнимательности;
Задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
Трудности поддерживать внимание при выполнении задания.
Успешное применение методики Дэйвиса
поможет правильно воспринимать и осваивать окружающий мир,
позволит избежать несправедливых замечаний про медлительность и отсталость,
даст мощный толчок в развитии скрытых творческих способностей.
И тогда, когда-то неуверенный в себе человек сможет посмотреть на мир совсем иными глазами и почувствовать в себе огромные силы для того, чтобы творить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.