Валеология – определение и значение
Валеология – это учение о здоровом образе жизни, о реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Валеология – это не просто уникальная наука о здоровом образе жизни, но и наука охватывающая все известные сферы человеческого бытия
– социальную, духовную и физическую, общественную и индивидуальную.
Валеология
– поможет понять Вам, как ваше окружение влияет на ваш организм.
Валеология - изучает, прежде всего «здоровье в гармонии», изучает принципы работы вашей нервной системы.
Валеология – изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.
Факторы здоровья
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов.
Здоровый образ жизни -50%
Наследственность -20%
Социально – экономические и экологический фактор – 20%
Состояние системы здравоохранения -10%
Здоровье сберегающие образовательные технологии – это условия обучения в школе:Отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания;Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Урок физической культурыОсновная цель урока – развитие двигательной активности и различных физических качеств у обучающихся. Обучение обучающихся основам здорового образа жизни, а также приобщения к самостоятельным занятиям спортом и физическим упражнениям. Это особенно актуально в современных реалиях, когда многие дети ведут малоподвижный образ жизни, отдавая предпочтение не прогулкам на свежем воздухе, а компьютерным играм.
Актуальность темы
Здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям в сфере образования;
Увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья;
Снижение двигательной активности;
Физическая культура может компенсировать отрицательные явления.
Противоречия в физическом воспитании
Повышение интенсивности учебного труда;
Высокое требование к здоровью подрастающего поколения;
Необходимость формирования требованиям к валеологической направленности ;
Снижение интереса к урокам физической культуры.
Рост числа обучающихся с ослабленным здоровьем;
Малоподвижный образ жизни;
Недостаточно разработанной этой проблемы;
Высокий уровень требований к физической подготовленности.
Причины нарушения здоровья
Причины
Малоподвижный образ жизни;
Неправильная привычка;
Незнание средств, форм;
Недостаточная освещённость;
Перегрузка учебными занятиями.
Проблемы
Заболевание опорно- двигательного аппарата;
Нарушение осанки, плоскостопия;
Снижение зрения;
Нервно-психические расстройства.
Условия реализации здоровье сберегающего пространства.Гигиенический режим
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение обучающихся на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная).
Физические упражнения
это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока
это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в гимнастике, л/атлетике, л/подготовке и в спортивных играх
Дыхание
Упражнения оздоровительной гимнастики выполняются в Вводно -подготовительной части урока, основной и в заключительной. Упражнения выполняются обучающимися, различной физической подготовки.
Для профилактики заболеваний органов дыхания включаю в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
Задачи
Снять психическое напряжение у обучающихся, путем переключения на другой вид деятельности;
Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
Возбудить у обучающихся интерес к – занятиям физическими упражнениями;
Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Дыхательная гимнастика
Произносим гласные «И», «О», «А», «У» - кто дольше протянет звук тот и выиграл - Наши легкие, как и сердце можно тренировать.
Для профилактика деятельности системы дыхания
– выполняем максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки дыхания, 3- 5 раз. Темп медленный, мышцы живота активно участвуют в дыхании.
Правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные возможности дыхательной системы.
Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух.
Дыхательная гимнастика
Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух.
Нижнее дыхание – расслабляет разум и тело, укрепляет легкие и стимулирует работу внутренних органов.
И. п. – руки на живот, чуть ниже пупка – при вдохе живот поднимается, при выдохе опускается (4-5 раз)
Грудное дыхание – очищает кровь.
Втянуть живот, чтобы кислород заполнил легкие – почувствовать, как грудная клетка расширяется в стороны (открывается) при выдохе сжимается. Медленно выполнить 2-3 раза (вариант при выдохе прижать одну сторону носа).
Для профилактики простудных заболеваний
Чередование максимально глубоких и быстрых выдохов в течение 10 сек.
Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы –
На 6 счетов делать вдох, на 3 – задержать дыхание, на 6 счетов – выдох, на 3 – пауза. Выполнять в течение 1 мин.
Упражнения с длительной задержкой дыхания.
Помогают увеличить жизненную емкость легких. После глубокого выдоха задержать дыхание 20-30 сек.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Задачи мониторинга
Выявить состояние физической подготовки и состояние здоровья;
Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности обучающихся;
Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению здоровья обучающихся в школе.
Мониторинг физической подготовленности обучающихсятестирование в начале годаСоставление списков по уровню физического развитияЕжемесячное тестирование Отслеживание изменений показателейРазработка рекомендаций по развитию «отстающих» качествИтоги тестирования Анализ результатов
ВыводИндивидуальный подход учителя к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими само становление, самоутверждение и самореализацию; Использование и активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности; Создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и самореализации личности в контексте обучения, здоровья, физической активности;Создание условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.