«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную
жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не
мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером
окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и
стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные
верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец,
дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно,
не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К. Д. Ушинский
Актуальность:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка.
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством
выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное
мышление невозможно без речи. Главная задача педагога в области развития речи детей
младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть
родным языком. Мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребёнка светом добра и ласки,
духовно обогатить среду, в которой он растёт.
Через устное народное творчество ребёнок не только
овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту,
лаконичность, приобщается к культуре своего народа,
получает первые впечатления о ней.
Наилучшим способом влияют на развитие речи
ребенка средства устного народного творчества.
Целью моей работы было объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью
произведений русского фольклора; развить творческие, познавательные, коммуникативные способности
детей на основе устного народного творчества.
Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
Приобщать детей к русскому фольклору.
Обогащать чувства детей, воображение, речь.
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Цель:
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
2. Повысить у детей интерес к устному народному творчеству, обогатить устную речь, развивать фантазию и воображение, учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок; приобщить детей к русскому фольклору; воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми; воспитывать любовь к русскому фольклору.
3. У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка, расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
ДЕТИ
Сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
Повысится уровень связной речи.
Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
РОДИТЕЛИ
Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей.
Поощряют использование малых форм фольклора в играх детей дома.
ПЕДАГОГИ
Повышение теоретического уровня по теме проекта.
Внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами малых фольклорных форм.
Самореализация.
Обобщение и распространение опыта.
Самостоятельно, с помощью ресурсов интернета, программой разработки образовательных областей
«Речевое развитие», изучила несколько тем для реализации плана самообразования.
Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.
Темы были таковы: «Применение потешек в режимных моментах», «Роль загадок в развитии речи ребенка», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Роль сказки в воспитании детей», «Влияние сказки на психику ребенка», «Театрализованные игры как средство развития речи детей».
Народные песенки - потешки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.
В работе над фольклором большое внимание уделила потешкам.
Потешки включаю во все режимные моменты (потешки-утешалки, умываемся с потешкой, одеваемся с потешкой).
Работа с родителями
Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
Консультация: «Почитай мне сказку мама»
Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.
Выводы:
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает
в себе поэтические ценности.
Его влияние на развитие
речи детей неоспоримо.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.