Влияние воспитания в дошкольной образовательной организации на развитие личности ребёнка
Автор работы:
С.Г. Фомченкова
Цель исследования – разработка программы трудового воспитания ребенка.Объект исследования – развитие личности ребенка.Предмет исследования – влияние воспитания в дошкольной образовательной организации на развитие личности ребёнка.
Задачи исследования:1)Изучить сущность и особенности различных видов воспитания в ДОУ;2) Выявить особенности развития личности ребенка;3) Рассмотреть влияние различных видов воспитания на развитие личности ребенка;4) Разработать программу трудового воспитания ребенка в рамках процесса воспитания в ДОУ;5) Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) Анализ научно-методической литературы;2) Педагогическое тестирование;3) Педагогический эксперимент;4) Метод математической статистики; 5) Анализ и интерпретация полученных результатов.
База исследования: Детский сад №17 «Искорка», г. Южноуральск.В нашем исследовании приняло участие20 детей 5-6 лет. Исследуемые были разделены на 2 группы: контрольная –5 мальчиков и 5 девочек (всего 10 человек) и экспериментальная – 6 мальчиков и 4 девочки (всего 10 человек).
Таблица 1 – Показатели развития личности дошкольников экспериментальной и контрольной групп до эксперимента (n=20), их достоверность
Критерии развития личности (средний показатель (х) и среднеквадратичное отклонение (у)) | Контрольная группа (х±у), n=10 | Экспериментальная группа (х±у), n=10 | P (достоверность |
Физическое развитие, баллы (1) | 4,6±0,4 | 4,6± 0,4 | p<0,05 |
Умственное развитие, баллы (2) | 8,8 ± 1,1 | 8,6 ± 1,0 | |
Нравственное развитие, баллы (3) | 11,0 ± 1,5 | 11,2 ± 1,5 | |
Развитие трудовых навыков и умений, баллы (4) | 3,4 ± 0,3 |
Рисунок 1 – Показатели развития личности дошкольников контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (n=20)
Целью программы трудового воспитания является создание предпосылок для всестороннего развития личности ребенка.Задачами нашей программы выступают: - сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; - развить трудовые умения, усовершенствовать их; - воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость; - сформировать навыки в организации рабочего процесса; - формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.
Таблица 3 – Показатели развития личности дошкольников экспериментальной и контрольной групп после эксперимента (n=20), их достоверность
Критерии развития личности (средний показатель (х) и среднеквадратичное отклонение (у)) | Контрольная группа (х±у), n=10 | Экспериментальная группа (х±у), n=10 | P (достоверность |
Физическое развитие, баллы (1) | 4,8 ± 0,4 | 7,4 ± 0,6 | p<0,05 |
Умственное развитие, баллы (2) | 9,0 ± 1,2 | 10,4 ± 1,3 | |
Нравственное развитие, баллы (3) | 11,4 ± 1,5 | 13,2 ± 1,7 | |
Развитие трудовых навыков и умений, баллы (4) | 3,8 ± 0,4 | 5,0 ± 0,5 |
Рисунок 2 – Показатели развития личности дошкольников контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (n=20)
ВЫВОДЫ 1) Во второй главе мы провели экспериментальное исследование, в котором выявили уровень развития личности детей, разработали и внедрили в учебно-воспитательный процесс программу трудового воспитания, которая способствовала повышению уровня развития личности дошкольников. 2) В результате внедрения предложенной нами программы у детей экспериментальной группы достоверно улучшились показатели, характеризующие развитие личности. Так, после эксперимента уровень физического развития у экспериментальной группы составил7,4(баллов), а у контрольной группы 4,8(баллов). Уровень умственного развития у экспериментальной группы был10,4(баллов), а у контрольной – 9,0(баллов), показатель нравственного развития у экспериментальной группы 13,2 (баллов), у контрольной – 11,4(баллов). По оценкезнаний умений и навыков трудовой деятельности: у экспериментальной группы 5,0 (баллов), у контрольной – 3,8(баллов);3) Проведенное нами исследование показало, что у детей в процессе обучения и воспитания наблюдается повышенный уровень активности и заинтересованности к предлагаемым тестам в виде игр, что выражается в изменении показателей развития личности по отношению к исходным значениям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.