История вопроса
Смешанное обучение более 25 лет широко используется в США и Европе.
Американская организация Innosight Institute (www.innosightinstitute.org) с 2007 года изучает опыт реализации технологии смешанного обучения в школах Америки.
По прогнозам, к 2019 году, примерно 50% курсов средней школы США будут в Интернете .
В 2012-13 учебном году впервые в российском образовании
был начат инновационный проект по апробации моделей
смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола».
Что это такое?
Смешанное обучение, или blended learning, – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Смешанное обучение помогает учителю:
расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
стимулировать формирование активной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с учениками, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;
индивидуализировать и персонализировать образовательный процесс, когда учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, а учитель выполняет роль помощника и наставника.
Модель смешанного обучения
это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности обучающихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть деятельности обучающихся, выносится на дистанционную форму, с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества.
Смешанное обучение позволяет решить ряд задач:
1) расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
2) стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося;
3) трансформировать стиль педагога;
4) персонализировать образовательный процесс.
Смешанное обучение формирует
1)умение самостоятельно планировать деятельность;
2)умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
3)умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
4)умение работать в информационном пространстве:
а) отбирать информацию в соответствии с темой;
б) навык самостоятельной поисковой деятельности.
.
Смешанное обучение формирует
5) навык аналитической деятельности – умение структурировать полученную информацию и использовать адекватно поставленной задаче;
6) навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;
7) навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности.
Общие рекомендации, как сделать смешанное обучение эффективным
1. Смешанное обучение всегда должно быть четко целенаправленным.
2. В основе разработки смешанного обучения должен лежать системный подход.
3. Нужно с самого начала продумывать стратегию, с помощью которой будет оцениваться эффективность обучения.
4. Нужно хорошо понимать свою аудиторию.
5. Лучше использовать такие методы, как коучинг, практические очные мастерские, онлайновые симуляции, обмен лучшими практиками, совместную работу и постоянную оценку результатов.
6. Оптимальное соотношение методов: 10% формального обучения и самостоятельного чтения; 20% обратной связи и 70% неформального обучения и практических заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.