Презентация Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в комплексной работе с детьми с ОВЗ

  • pptx
  • 07.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала взаимосвязь психолога и логопеда.pptx

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в комплексной работе с детьми с ОВЗ




Подготовила: Учитель-дефектолог ПМПК
Петрова Ольга Ивановна

Л.С.Выготский

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Выготский Лев Семёнович (1896-1934) — советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.

небольшой объём запоминания и воспроизведения материала,
неустойчивость внимания,
быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов,
снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
речевые нарушения
нарушение эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность), замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Характеристика детей с ОВЗ

Диагностика

Принципы взаимодействия:

Системность
Комплексность
Соответствие возрастным индивидуальным возможностям
Личностно-ориентированный подход
Адекватность требований и
нагрузок
Индивидуализация темпов
работ

Направления работы

Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Аналитическое
Профилактическое и просветительское

Основное содержание работы

Результат

Психолого – педагогическая и дефектологическая диагностика детей с ОВЗ.
Заполнение индивидуальных карт развития ребенка, разработка маршрутов
Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов (комиссий).
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.
Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.
Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.
Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
Определение эффективности коррекционной работы

Задачи работы учителя-дефектолога

Задачи работы педагога-психолога

Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся и коррекционной помощи и осуществление коррекционной работы
Оценка результатов помощи детям и определение степени их психо-речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной психо-речевой среды .
Развитие мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Обогащение словарного запаса .

Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Коррекционный маршрут

обсуждается и принимается на оперативном совещании образовательного учреждения, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, с ним знакомятся родители воспитанников.
разрабатывается на квартал, после чего вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка.
итоговом заседании ПМП(К) подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.


Благодаря коррекционным маршрутам все участники коррекционного процесса имеют возможность осуществлять комплексный подход в воспитании и образовании детей с ОВЗ.

Коррекционные занятия

Задачи коррекционной работы, проводимой дефектологом и психологом тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка

Виды взаимодействия учителя-дефектолога, педагога-психолога и других участников педагогического процесса

Изучение коррекционных программ
Составление совместного плана коррекционной работы
Коррекционно-развивающие занятия
Взаимопосещение занятий
Интегрированные занятия
Открытые занятия
Совместные мероприятия
Консилиум
Совместные консультации

Взаимодействие с родителями

Просветительская работа
Консультация
Оформление информационных стендов
Родительские собрания
Вопросы частного плана
Открытые занятия
Мастер-классы

Развитие мелкой и общей моторики

Игры для развития мелкой моторики и
словарного запаса



Формирование тактильных
ощущений

Самомассаж лицевых мышц

Развитие мимической мускулатуры

Подвижные игры с детьми с дефицитом внимания

Игры для формирования высших психических функций на
коррекционных занятиях

Песочная терапия на психологических занятиях с детьми с
нарушениями эмоционально-волевой сферы

Иры для расширения словарного запаса на занятиях
с педагогом-психологом

Игры для снятия мышечного напряжения



Взаимодействие педагога-психолога и учителя-дефектолога способствует:

эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей,

формированию психических и познавательных процессов у детей с ОВЗ,

Повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в области коррекционной педагогики.

Вывод: