Тема занятия: Самопрезентация, составление резюме
Преподаватель
КГБПОУ ЧГТТ
Шкурко Татьяна Леонидовна
По окончании профессиональных учебных заведений вы придёте устраиваться на работу. Вам необходимо заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е. сделать собственную презентацию.
Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему («Встречают по одежке — провожают по уму», «По одежке протягивай ножки», «По Сеньке шапка», «Не в свои сани не садись» и т. д.).
Как вы понимаете эти пословицы?
Цель занятия:
обучающая: знакомство обучащихся с навыками самопрезентации, с требованиями к оформлению современного резюме, его ролью при поиске работы
развивающая: развитие познавательных способностей, способностей к анализу, синтезу, классификации и обобщению; расширение кругозора и обогащение словарного запаса
воспитательная: формирование у обучающихся устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Самопрезентация
Самопрезентация (self-presentation) – это управление впечатлением другого человека о себе.
Самопрезентация – самопредъявление, самоподача, управление впечатлением (impression management).
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций (это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города).
Самопрезентация, самоподача, самопредъявление – все эти слова означают, что человек предъявляет себя аудитории.
Самопрезентация – это умение эффективно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но и привлекателен для окружающих.
Виды самопрезентации
Виды самопрезентации (Р.Аркин, А.Шютц):
Функции самопрезентации
Создание определенного впечатления у окружающих.
Нивелирование диссонанса, возникающего у человека из-за рассогласования чужих и собственных оценок себя.
Стимуляция общения на этапе установления контакта.
Самовыражение, создание имиджа.
Стратегии самопрезентации (И.Джонс, И.Питтман)
Стремление понравиться (власть обаяния).
Самореклама или самопродвижение человеком своей компетентности (власть эксперта).
Запугивание (власть силы).
Пояснение примером (власть наставника).
Мольба (власть сострадания).
Ошибки самопрезентации (И.Гоффман)
Самопрезентация складывается из трех составляющих:
Ошибки самопрезентации
Невнимание к собеседнику.
Отсутствие собственной мотивации.
Неуверенность в себе.
Страх осуждения, критики со стороны других людей (страх любого публичного выступления).
Страх провала, неуспеха (например, в ситуации собеседования).
Отсутствие четкого понимания, что необходимо донести.
Страх потери контроля.
Стремление к постоянным оправданиям.
Скромность, стеснительность.
Недостаточное владение невербальными приемами самопрезентации.
В некоторой степени успешность самопрезентации человека зависит от его типа нервной системы и темперамента.
Сангвинику легче собраться с мыслями при устройстве на работу, продумать предстоящую беседу с работодателем.
Холерики очень импульсивны, деятельны, активны, возбудимы, эмоциональны. Им труднее сдерживать свои эмоции и чувства.
Флегматикам нужно активизировать свою мыслительную деятельность, мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Иначе они могут произвести впечатление людей безынициативных, вялых.
Для меланхолика, который незначительный пустяк может воспринять как жизненную драму, устройство на работу — экстремальная ситуация.
Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать.
Уверенный и раскованный сангвиник может произвести на работодателя отвратительное впечатление, если он бестактен и невоспитан, а меланхолик будет принят на работу, несмотря на робость и неуверенность, если произведет впечатление серьезного, интеллигентного человека и профессионала. Влияние воспитания и уровня образования, подкрепленное специальными навыками, способно «перевесить» все остальное.
К визуальным компонентам (то, как мы выглядим в процессе общения), на которые следует обращать внимание, относятся: мимика, взгляд, жесты, осанка, одежда. Многое из того, что вы хотите сказать, вы можете выразить своими жестами, одеждой и манерой поведения.
Внешний вид человека
Одежда, которую вы носите, говорит окружающим людям о многом.
Люди формируют свое мнение о вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд - даже до того, как вы откроете рот.
Устраиваете вы деловую презентацию, произносите речь, отвечаете на вопросы в телевизионном интервью, выступаете перед коллегами по работе - в любом случае очень важно, какое первое впечатление вы производите.
Если ваша внешность привлекательна, то вы можете склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесете первое слово. Точно так же можно оттолкнуть от себя людей, если ваш внешний вид, скажем мягко, не совсем уместен.
С помощью невербальных средств общения — мимики, жестов, телодвижений — передается от 60 до 80% информации. Если учесть, что оставшиеся 20–40% передаются со значительными искажениями и потерями, можно только удивляться, как еще нам иногда удается понимать друг друга.
Коснемся некоторых важных моментов самопрезентации.
«Встречают по одежке – провожают по уму».
«По одежке протягивай ножки».
«По Сеньке шапка».
«Не в свои сани не садись»
Не забудьте о таких важных деталях, как одежда, аксессуары, прическа. Собираясь куда-либо, нужно очень точно оценить ту обстановку, которая вас ожидает, и предугадать впечатление, которое вы можете произвести..
Очень важным в самопрезентации считается язык тела. Очень много информации о человеке можно почерпнуть исходя из невербальных сигналов: мимики, жестов, телодвижений. То, как вы открываете дверь, держите осанку, садитесь на стул, скажет окружающим о вас очень много.
Чтобы понравиться другим, нужно говоритьс ними о том, что их занимает,уклоняться от споров о предметах маловажных,редко задавать вопросы и ни в коем случаене дать им заподозрить, что можно быть умней, чем они.Ф. Ларошфуко
Темп и манера речи, громкость голоса, интонация и четкость произношения - это то, на основании чего мнение о вас сложится в первые минуты разговора. Говорить лучше весомо и уверенно - как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его невнятным высказываниям.Например, «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему».
ПРИНЦИПЫ ИМИДЖИРОВАНИЯ
1.принцип самовоспитания,
2. принцип гармонии визуального образа,
3. принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия,
4.принцип саморегуляции.
Основные стратегии приобретения расположения людей:
1.Выражение своей симпатии к другому человеку.
2.Создание видимости сходства.
3.Увеличение своей физической привлекательности.
4.Демонстрация собственной скромности.
О приемах установления контакта:
Для благоприятной оценки окружающих важно научиться соблюдать правильную дистанцию в общении.
Различают интимную зону (до 45 см), в которую разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с человеком.
Личная зона (от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Это дистанция приемов и официальных вечеринок.
Социальная зона (от 120 до 400 см) - расстояние, на котором лучше всего общаться на официальных встречах с посторонними людьми.
Зона публичная (более 4 м) удобна при общении с большими группами людей; и выступающему, и слушателям комфортнее воспринимать друг друга с этой дистанции.
Вербальные компоненты – это смысл первых 10 слов, в число которых входят слова приветствия, представление себя, передача вашего отношения к встрече. Обязательно произносится и имя человека, на которого вы хотите произвести хорошее первое впечатление.
Вокальные компоненты – то, как мы говорим эти слова: скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика. Для каждого слова существует только один способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам.
Например, обратите внимание на то, как меняется смысл.
"Я должен получить эту работу". (Я должен получить эту работу, а не вы.)
"Я ДОЛЖЕН получить эту работу". (Я должен получить эту работу, а не сделать что-то другое.)
"Я должен ПОЛУЧИТЬ эту работу". (Я должен получить эту работу, а не отклонять предложение или критиковать его).
"Я должен получить ЭТУ работу". (Именно эту, а не какую другую.)
"Я должен получить эту РАБОТУ". (Хотя она мне и не нравится.)
Задание 1
Произнесите фразу с разными интонациями.
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно,
гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением,
с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с
осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять
бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко,
безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно,
таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно,
неуверенно, решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком,
доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
Оратор 1 | Оратор 2 |
Надевает лучший дорогой деловой | Надевает джинсы и старый свитер |
Задание 2
Важно, что самопрезентация происходит всегда,
независимо от того, насколько оратор себе ее представляет
и как к ней относится.
Например, два оратора собираются выступить на конференции.
Впишите, какие качества демонстрируют выступающие.
Задание 3. «Личное пространство».
Задание 4. «Работа над ошибками».
Прочитайте задания и выполните их самостоятельно.
Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы, то есть слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция. Ниже приведены примеры паронимов.
Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:
1. Представить _____________________ — предоставить _____________________ 2. Освоить _____________________ — усвоить _____________________ 3. Командировочный ________________ — командированный _________________ 4. Договор _____________________ — договоренность _____________________ 5. Значение _____________________ — значимость _____________________
Примечание. При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю.
Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов, то есть слов, близких по смыслу.
Нарушением норм речи является наличие в тексте плеоназмов — нескольких близких по смыслу и потому лишних слов, например:
Игра «Напиши свое имя»
Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство.
Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, ощутите свое тело.
Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.
Возьмите себя за локоть и напишите в воздухе свою фамилию.
Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V- знак победы.
Следующая задача труднее — сконцентрируйтесь на правом бедре и напишите и по воздуху имя вашего лучшего друга.
Теперь переключитесь на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь.
Тот, кто выполнит это задание, должен снова подать мне знак. В заключении вы должны попробовать писать головой.
Напишите в воздухе дату своего рождения. Тот, кто справился должны подать знак двумя руками.
Игра «Напиши свое имя»
Вам сейчас была дана возможность отдохнуть и самопрезентовать себя. Жесты играют немалую в этом роль.
Практически никогда недостаточно при завязывании сотрудничества иметь лишь специальные, профессиональные способности, опыт, но и необходимо иметь определенный набор определенных качеств. Вот примерный набор данных качеств:
· умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;
· умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;
· умение связно объяснять, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;
· умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить свое и чужое время, оптимальным образом оптимизировать деловую деятельность.
Один из основных этапов при приёме на работу — это собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего предприятия.
ПО СТРУКТУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ:
свободное собеседование;
ситуационное собеседование (ситуационное интервью);
стрессовое собеседование (стрессовое интервью);
собеседование по компетенциям (интервью по компетенциям);
смешанное собеседование.
Свободное собеседование.
Ситуационное интервью.
Методика основана на изучении поведения человека в тех или иных ситуациях (реальные ситуации на предыдущих местах работы, моделируемые ситуации). Полученная от кандидата информация дает возможность прогнозировать его поведение в компании, а следовательно, определить насколько успешным может оказаться оцениваемый специалист на рассматриваемой должности.
Стрессовое интервью.
Интервью по компетенциям.
Смешанное собеседование.
Структура резюме
Социально-демографический блок.
Образование.
Опыт работы (знания, умения).
Владение английским языком и специализированными компьютерными программами.
Резюме должно быть информативным, но кратким, не превращаться в изложение автобиографии.
Перечисление личностных качеств лучше опустить.
Практическая работа: Упражнение «Резюме» (осуществляется индивидуальная работа) - знакомство с образцами резюме; оформление современного резюме; составление резюме при помощи Мастера резюме.
1). В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой, составьте свое резюме. Не забудьте указать следующую информацию:
· Фамилия, имя, отчество.
· Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
· Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с ... по .... специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
· Дополнительные навыки:
· дополнительное образование (курсы 2-3-месячные);
· знание языков (родной, иностранный);
· компьютерная грамотность (какие программы знает);
· водительские права (на какую категорию машин);
· участие в конференциях и семинарах и т. п.
· Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.).
· Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
· Для связи: домашний адрес и телефон.
· Дата и подпись.
Задание 5 (домашнее).
Представьте, что осуществились ваши самые смелые мечты — вы получили профессиональное образование, овладели любимой профессией и решили осчастливить некую фирму, предложив ей свои услуги.
Заполните анкету от имени молодого специалиста, заинтересованного в получении работы. Отнеситесь к этой работе серьезно, потому что вы таким образом моделируете свое профессиональное будущее.
Анкета кандидата на должность ___________________________________
в компанию _________________________________________________________________
Анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, адрес, телефон)_______________________________________________________________________________
Образование (полное название учебного заведения, год окончания, название факультета, специальность по диплому) _______________________________________________________________________________
Ваши дополнительные навыки и умения ______________________________________________________
Ваши увлечения __________________________________________________________________________
Назовите Ваши главные достоинства _________________________________________________________
Назовите Ваши главные недостатки __________________________________________________________
Ваши достижения (награды, премии, открытия, публикации и т.п.) __________________________________
Ваше профессиональное кредо (девиз) _______________________________________________________
Почему Вы хотите работать в нашей компании _________________________________________________
Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой? ________________________________________
На что Вы рассчитываете при достижении этих целей? ___________________________________________
Какое вознаграждение Вы хотели бы получать за свою работу? ___________________________________
Даже если вы выработаете стиль и будете соблюдать все условия эффективной самопрезентации, при этом мало понимая, что же вам, собственно, нужно от других, и не умея это ясно выразить - успеха добиться вам вряд ли удастся.
Главное-способность брать на себя ответственность за свои действия, привычка ставить себе задачи и выполнять их, ориентированность на результат.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.