Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.
групповая работа.ppt
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
Класс должен разбиваться на несколько
небольших групп
Каждая группа получает свое задание
Внутри каждой группы между ее
участниками распределяются роли
Процесс выполнения задания в группе
осуществляется на основе коммуникации
Выработанные в группе решения
обсуждаются всем классом
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ГРУПП
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПСЕВДОГРУППЫ
Объединение учащихся, от которых
требуют работать вместе, но у которых к
этому нет ни желания, ни нужды.
Учебная работа в такой группе
затруднена, а ее результаты ниже, чем
индивидуальные успехи учащихся.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ТРАДИЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ
ГРУППЫ
Учащиеся принимают задание работать вместе,
но не видят в этом особой необходимости (задачи
не требуют для своего решения коллективных
усилий). Члены группы обмениваются
информацией на этапе прояснения задания, а
затем работают индивидуально.
Эффективность сравнима с индивидуальной
работой учащихся.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ЭФФЕКТИВНЫЕ ГРУППЫ
Отличительная особенность в том, что учащиеся
не только принимают задание работать вместе,
но и ощущают в этом необходимость.
Общая цель – учение всех.
Внимание сосредоточено и на предметной
задаче, и на умении работать в группе.
Специальное обучение навыкам групповой
работы.
Систематическая процедура рефлексии.
Возможность занимать различные позиции в
группе.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПРИНЦИПЫ КООПЕРАЦИИ
В ОБУЧЕНИИ
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИТИВНАЯ
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ.
Условия для возникновения взаимозависимости
создает учитель
Взаимозависимость по результату – у всех общая
цель.
Ролевая взаимозависимость – установлены
необходимые для достижения цели роли
(позиции).
Взаимозависимость по успеху – оценка работы
группы учитывает вклад каждого из участников.
Взаимозависимость по задаче – задача поставлена
так, что ее нельзя сделать друг без друга.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЛЕНОВ
ГРУППЫ
Главный учебный ресурс групповой
работы – возможность свободно общаться.
Суммирование идей вслух,
выслушивание объяснений товарищей и
предложение своих объяснений –
главные виды речевого взаимодействия
членов группы.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
Существует два обязательных условия:
Каждый член группы знает о принятом способе
оценки заранее
Вклад каждого известен всем членам группы
Общее правило реализации принципа
индивидуальной оценки работы учащихся
складывается из двух пунктов:
Осваивать знания, навыки и способы действия
вместе;
Использовать и применять освоенные знания и
навыки самостоятельно, демонстрируя
индивидуальные результаты учебной работы
товарищам по группе и учителю
«Учимся вместе, результаты работы каждый
демонстрирует сам»
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
РЕКОМЕНДАЦИИ
Старайтесь использовать группы с небольшим
количеством учеников
Давайте индивидуальное контрольное
задание каждому школьнику
Назначайте по завершению работы одного
случайно выбранного ученика для
выступления от имени всех
Наблюдайте за работой группы и фиксируйте,
насколько активно каждый из ее членов
участвует в работе
Используйте прием «взаимное обучение»,
давайте школьникам задание объяснить
товарищам выученный материал
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Демонстрация. Результат: ученики имеют
представление о том, как выглядит
соответствующее поведение на практике, умеют
имитировать.
Освоение. Процесс: 1)Ученик выполняет
соответствующую роль. 2) Получает замечания о
том, насколько он в ней преуспел. 3)
Целеноправленно изменяет свое поведение и
снова выполняет эту роль.
Формирование. Результат: Выработан
эффективный навык
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
РЕФЛЕКСИЯ
Групповая рефлексия – это организованный и
сознательно направляемый процесс, в ходе
которого члены группы обсуждают, насколько
им удалось достичь поставленных целей и
сформировать хорошие групповые отношения.
Задача – вносить возможные упрощения в
рабочие процедуры, устранять неэффективные
действия, способствовать совершенствованию
навыков совместной работы
Учителю нужно выделить достаточное
количество времени
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
Процедура проведения рефлексии
1. Сформулируйте стоявшую перед группой цель.
Убедитесь, что все члены группы согласны с этой
формулировкой.
2. Составьте перечень действий группы. Вспоминая
действия, воздерживайтесь от их оценки и
обсуждения.
3. Вспомните и обсудите действия каждого члена
группы, укажите, какие из них помогали
достижению цели, а какие нет. Акцентируйте
внимание на положительном. Говоря о недостатках
– предлагайте возможные пути их преодоления.
4. Решите, какие действия можно продолжать, а
какие желательно изменить.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ВОЗМОЖНЫЕ СТРУКТУРЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Обсуждение в группе
Трехшаговое интервью
«Мозаика»
Позиционное взаимодействие
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ
ОРГАНИЗАЦИИ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Определение задачи урока
Выбор способов постановки этой задачи перед
группой
Планирование числа групп, количества
учеников в них и их размещения в классной
комнате
Определение структуры взаимодействия
учащихся и исполнение ими ролей
Обеспечение необходимыми материалами
Выбор способов оценки результатов работы
школьников
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАДАНИЕ?
Противоречивым, имело несколько решений,
допускало несколько возможных ответов
Формулировалось в увлекательной форме
Предоставляло возможность для приложения
идей, которые есть у членов группы
Достаточно трудным, чтобы ради его решения
стоило стараться
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ КЛАССА
Установка четких и понятных нормы
поведения при работе
Наличие управляющих сигналов для общения
с классом
Наличие инструктивных карточек
(алгоритмов действования)
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИЦИОННОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИЦИЯ «ОППОНЕНТ»
Задача построение текста, как
альтернативного продолжения мысли автора.
Так как оно совместимо с первоначальной
мыслью, то оно не противостоит исходному
содержанию.
Главное условие текста оппонента – он должен
усиливать мысль автора. Усиливать можно
через дополнение содержания (граница текста
расширяется); через уточнение; через поиск
основания мысли автора текста.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИЦИЯ
«ОРГАНИЗАТОР
КОММУНИКАЦИИ»
Отвечает за понимание между всеми участниками
группы.
Выявляя причины возможного непонимания, организатор
коммуникации должен делать это последовательно:
Опросить участников, выяснить, что из сказанного понял
каждый участник группы.
Определяет, где возникло рассогласование в понимании.
Найдя персонального носителя неточного понимания,
провести «преобразующие действия. Вначале согласовав,
что именно понял ошибающийся, организатор
коммуникации вводит альтернативы в это понимание. В
данном случае альтернатива поясняет, что именно
недопонял спорщик, помогая ему найти причину
деструкции и возвратиться в правильное понимание».
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИЦИЯ
«ОРГАНИЗАТОР РЕФЛЕКСИИ»
Вопросы, которые организатор рефлексии задает
слушающему должны быть следующего характера:
Что ты понял из сказанного тебе?
Как ты это понял?
Почему ты это понял так, а не иначе?
С помощью чего ты понял именно так? (т.е. каковы
твои средства понимания)
Как еще можно было понять то, что тебе сказали?
Спрашивает слушающего не о том, что содержится в
тексте, а о том, что понял слушающий из этого текста
в результате организации особой деятельности –
понимания, каким образом эта деятельность
организовывалась, и что для ее организации
потребовалось.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИЦИЯ
«ОРГАНИЗАТОР РЕФЛЕКСИИ»
Организатор рефлексии должен вывести в
рефлексию участника группы, который
занимает определенную позицию, а он, в свою
очередь, должен осуществить рефлексию по
отношению к своей деятельности.
Деятельность организатора рефлексии является
средством, с помощью которого происходит
выявление и фиксация способа работы при
позиционном разделении.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
ПОЗИЦИЯ «СХЕМАТИЗАТОР»
Отвечает за схематизацию содержания текста.
Для реализации данной задачи в группе
предусмотрена возможность получения общей
схемы.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
АЛГОРИТМ
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ.
Распредели дидактический материал в группе
так, чтобы весь комплект был у каждого
участника группы.
Следи, чтобы каждый ученик действовал
соответственно своей позиции.
Работай по содержанию вместе с группой
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
АЛГОРИТМ
«ОРГАНИЗАТОР
КОММУНИКАЦИИ»
Организатор коммуникации
Задавай вопросы по ходу обсуждения
«Правильно ли я понял, что…», «Повтори то, о
чем он сказал?»
Попроси того участника группы, который
долгое время молчит в ходе обсуждения,
чтобы он повторил то, что сказали в группе.
Прерви того, кто долго говорит в ходе
обсуждения, чтобы дать возможность
высказаться другим.
Работай по содержания вместе с группой.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
АЛГОРИТМ
«ОРГАНИЗАТОР РЕФЛЕКСИИ»
Организуй работу по определению цели
группы («Что должна сделать наша группа?»)
В конце работы группы спроси участников по
содержанию работы «Достигли ли мы цели?»,
«Получился ли результат? Что делали такого,
что результат получился? Что не сделали
такого, что результат не получился?»
В конце работы группы задай вопросы
каждому участнику: «Что ты понял из всего
содержания итогового текста? С помощью чего
ты понял именно так? (т.е. каковы твои
средства понимания)?»
Работай по содержанию вместе с группой.
Презентация " Групповая работа" ( для учителей)
АЛГОРИТМ «СХЕМАТИЗАТОР»
Проверь, есть ли в наличии средство для
получения общей схемы.
Напоминай условные общепринятые
обозначения по ходу работы в группе.
Фиксируй мнение каждого на схеме.
Следи за тем, чтобы участники также сами
рассуждая, работали с общей схемой.
Работай по содержанию вместе с группой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.