Презентация " Как помочь гуманитарию в изучении математики" ( математика 5-9 классы)

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 14.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физики и лирики устроены по-разному. Но тесты ЕГЭ по математике одинаковы для всех. Поэтому надо с начальных классов помогать гуманитариям в умении решать задачи, прививать интерес к математики, ее истории. Вселять уверенность в детей в свои силы, хвалить за их успехи при решении задач. Учитель и родители должны работать в едином ключе. Привлекать гуманитариев к внеклассной работе по математике, показать красоту математики, ее значимость.Презентация для учителей математики. Рекомендации для работы с учениками- гуманитариями. Личный опыт внеклассной работы по математике.
Иконка файла материала Как помочь гуманитарию в изучении математики.ppt

Как помочь гуманитарию в изучении математики

Презентацию выполнила
учитель математики
МКОУ «СОШ №3»
Т. А. Немыкина


г. Гремячинск
Пермский край.
2016 год.

Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки.
В класс со двора взлетает бабочка….
А. П. Чехов

Талантливые актрисы с ужасом округляют глаза,
вспоминая свои мучения на уроках физики и математики.

Физики и лирики. Математики и гуманитарии. Как их учить?

Ричард Фейнман, лауреат нобелевской премии, один из самых знаменитых физиков XX века.

«Мои дела с английским обстояли просто ужасно. Мне казалось смешным переживать из-за того, правильно ты написал что-то или нет, потому что правописание – это не более чем человеческая условность, которая никак не связана с чем-то реальным, с чем-то, что относится к природе. Я терпеть не мог всю эту чепуху…»

В каждом классе есть дети, для которых математика – сплошное мучение, а контрольные по алгебре – стресс. А их родители мучаются вопросами, как к этому относиться и чем они могут помочь.

Хуже, если родители говорят детям, что ничего не смыслят в математике, что девочки не созданы для математики… Еще хуже бывает в тех случаях, когда сами родители не могут похвастаться хорошим образованием. Все это порождает страх математики, с которым необходимо бороться в школе.

Отличия гуманитариев от математиков

У учащихся гуманитариев преобладает наглядно-образное мышление, а у математиков – абстрактно-логическое;
На уроке у гуманитариев внимание может быть устойчивым не более 12 минут. У математиков этот показатель колеблется от 20 до 25 минут

На уроке

Гуманитарии предпочитают объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры.

Математики – решение нестандартных, проблемных, исследовательских задач;

Методы самостоятельной работы

Гуманитарии выбирают коллективные. Например, при разборе задач в классе прибегают к дискуссиям, в ходе которых ищут способ решения.

Математики предпочитают действовать совершенно индивидуально;

У гуманитариев богаче воображение, чем у математиков, сильнее проявляются эмоции.

НО математику надо изучать всем!

Первый плюс математики – развитие логического мышления. Оно пригодится не только для решения уравнений, а и для упорядочивания знаний, адекватной подачи материала и умения обосновать свое мнение. Историку, филологу, редактору, издателю, журналисту – никак не обойтись без системности мышления.

Леонид Костюков, математик, прозаик, поэт, критик, литературный редактор рассказывает:

«Курс математики – изящен, красив и логичен, но его необходимо понимать. Если ребенок успевает по другим предметам, например, у него хорошо идет английский, он обязательно справится и с математикой, ведь английский устроен очень логично. Важно только доступно объяснять, не опускать рук, не ставить клеймо «чистый гуманитарий»

Второй плюс математики

 Развитие уверенности в себе. Дети, которые любят математику, любопытны, готовы рисковать, их не пугают проблемные ситуации, они любят делать открытия, не боятся ошибиться.

Детский психолог Елена Морозова рассказывает:

«Первая сложная математическая задача приводит ребенка в ступор. Неуверенный в себе малыш побоится неудачи, испугается, что не справится. Такие дети зависимы от мнения окружающих, у них занижена самооценка, они быстро сдаются, отказываются вникать в суть задачи, потому что уверены, что у них не получится».

Третий плюс математики –

Умение смотреть на мир по-особенному. С помощью цифр ребенок сможет найти что-то общее и прикладное: обсчитать весь мир, сравнить себя, свою любимую собаку, папин автомобиль и Эйфелеву башню. Этот особый «нетрадиционный» смысл математики поможет детям-гуманитариям понять, для чего им нужна эта наука.  

И все-таки...
И все-таки...
как обучать математике гуманитариев ?
какой метод будет самым
эффективным ?

Государственные стандарты обучения, Единый государственный экзамен создают условия для усиления ответственности учителя за выбор тех или иных методов обучения

.

Подход 1. Всех учить одинаково.
(К сожалению, самый распространенный). «Меня не волнует, что вы – гуманитарии. ЕГЭ по математике вам все равно сдавать придется. Поэтому будете учить все, что положено по программе». «Этот мальчик лучший в школе по литературе? И что из этого? А задачи по геометрии решать не умеет! И не надейтесь, что я поставлю ему что-нибудь выше тройки!».

Подход 2. Так сказать, «индивидуальный». Не мучить ребенка тем, к чему он не расположен. Не умеет говорить математическим языком? Хорошо, пусть напишет какой-нибудь компьютерный тест по изученной теме. Увлекается рисованием? Пусть нарисует плакат или другой наглядно-дидактический материал – пригодится в кабинете. Гуманитарии для уроков математики сочиняют стихи про биссектрису и квадратные корни.

Подход 3.
 Синергетический
Заключается в том, что правильнее, все-таки, развивать те умения, которых не хватает. Математиков – говорить образно, лириков – делать логические выводы и читать формулы.

Существуют разные способы это сделать.
Способы, не травмирующие психику, а гармонично ее развивающие. При всех различиях между физиками и лириками есть зоны, в которых все могут чувствовать себя комфортно

Главное — это вовлечение учеников в активную деятельность в чередовании с традиционной учебой

Для нас, педагогов, это прекрасная возможность нанести своим ученикам непоправимую пользу, совмещая преподавание предмета с развитием эмоционального интеллекта, или творческих способностей, или логического мышления.

Учить надо всех: математики должны выражать свои мысли более образно и развернуто, а «гуманитарии» должны видеть и понимать красоту формул, выражаться более коротко и логично, не «растекаясь мыслью по древу».

Учет этих особенностей учащихся объясняет применение на уроках математики различных нетрадиционных форм урока, сообщений о геометрических фигурах, исторических экскурсов, привлечение большого количества наглядности, применение ИКТ и т.д.

Мне кажется, что большую роль здесь может сыграть внеклассная деятельность: она позволяет ученикам экспериментировать, стать свободнее и независимее, лучше разобраться в математике.

Предпрофильный курс « Оригами и математика»

Модели многогранников, звезд, кристаллов

Предпрофильный курс « Функции и их графики». Итог: «Комната смеха»

Книжки - малышки

Танграмм

Рисунки на координатной плоскости

Кроссворды, сообщения.

Сообщения о математиках, открытиях

Портреты математиков

Преобразования плоскости

Внеклассная работа способствует формированию устойчивого интереса к математике

1)Выполнение учениками презентаций к урокам.
2) Математические кружки, летние профильные отряды, заочная математическая школа.
3) Математические праздники: неделя математики, КВНы, «Математическое кафе», «Олимпийские игры», «Счастливый случай», «Поле чудес»,
« Проще простого», « Историко -математический конкурс», « Крестики – нолики» и другие.

Ребусы

Математическое лото

Карточки с шифровкой ( связь с другими предметами)

Как помочь гуманитарию ( и любому ребенку)

1)Хотя школьные неудачи ребенка, конечно, расстраивают учителей, наша задача не критиковать, а поддерживать.

2)Важно не фиксировать ребенка на неудачах: «конечно, у тебя не получается»,
«вряд ли ты сможешь решить этот пример»,
«я так и знала, что ты сделаешь ошибку в задаче».
Говорите: «да, пока не получается, давай подумаем, как решить проблему».

3) Запаситесь терпением и научите ребенка понимать.
Не нужно вдалбливать и заучивать правила – это бессмысленно.

4) Не бросайте начатое, занимайтесь систематически, возвращайтесь к началу. Разовое понимание не сыграет своей роли. В математике все логически связано, если выучил одно, но упустил другое – продвижения не будет.  

5) Хвалите ребенка 
даже за небольшие успехи.
Когда у него получится раз, второй, третий,
он постепенно поверит в себя,
увлечется, поймет свою состоятельность.

Так хочется чтобы детство наших детей стало чуть счастливее, а процесс обучения стал радостным и гармоничным.

Литература

1)Стребкова Марина Владимировна,
учитель математики
«Ни дня без математики»
2) Галина Телюкова, руководитель пед. клуба "УНИКУМ" «Физики и лирики. Математики и гуманитарии. Как их учить?»
3) Рисунки сайта «Яндекс».