Как помочь гуманитарию в изучении математики
Презентацию выполнила
учитель математики
МКОУ «СОШ №3»
Т. А. Немыкина
Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки.
В класс со двора взлетает бабочка….
А. П. Чехов
Талантливые актрисы с ужасом округляют глаза,
вспоминая свои мучения на уроках физики и математики.
Физики и лирики. Математики и гуманитарии. Как их учить?
Ричард Фейнман, лауреат нобелевской премии, один из самых знаменитых физиков XX века.
«Мои дела с английским обстояли просто ужасно. Мне казалось смешным переживать из-за того, правильно ты написал что-то или нет, потому что правописание – это не более чем человеческая условность, которая никак не связана с чем-то реальным, с чем-то, что относится к природе. Я терпеть не мог всю эту чепуху…»
В каждом классе есть дети, для которых математика – сплошное мучение, а контрольные по алгебре – стресс. А их родители мучаются вопросами, как к этому относиться и чем они могут помочь.
Хуже, если родители говорят детям, что ничего не смыслят в математике, что девочки не созданы для математики… Еще хуже бывает в тех случаях, когда сами родители не могут похвастаться хорошим образованием. Все это порождает страх математики, с которым необходимо бороться в школе.
Отличия гуманитариев от математиков
У учащихся гуманитариев преобладает наглядно-образное мышление, а у математиков – абстрактно-логическое;
На уроке у гуманитариев внимание может быть устойчивым не более 12 минут. У математиков этот показатель колеблется от 20 до 25 минут
На уроке
Гуманитарии предпочитают объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры.
Математики – решение нестандартных, проблемных, исследовательских задач;
Методы самостоятельной работы
Гуманитарии выбирают коллективные. Например, при разборе задач в классе прибегают к дискуссиям, в ходе которых ищут способ решения.
Математики предпочитают действовать совершенно индивидуально;
НО математику надо изучать всем!
Первый плюс математики – развитие логического мышления. Оно пригодится не только для решения уравнений, а и для упорядочивания знаний, адекватной подачи материала и умения обосновать свое мнение. Историку, филологу, редактору, издателю, журналисту – никак не обойтись без системности мышления.
Леонид Костюков, математик, прозаик, поэт, критик, литературный редактор рассказывает:
«Курс математики – изящен, красив и логичен, но его необходимо понимать. Если ребенок успевает по другим предметам, например, у него хорошо идет английский, он обязательно справится и с математикой, ведь английский устроен очень логично. Важно только доступно объяснять, не опускать рук, не ставить клеймо «чистый гуманитарий»
Второй плюс математики
Развитие уверенности в себе. Дети, которые любят математику, любопытны, готовы рисковать, их не пугают проблемные ситуации, они любят делать открытия, не боятся ошибиться.
Детский психолог Елена Морозова рассказывает:
«Первая сложная математическая задача приводит ребенка в ступор. Неуверенный в себе малыш побоится неудачи, испугается, что не справится. Такие дети зависимы от мнения окружающих, у них занижена самооценка, они быстро сдаются, отказываются вникать в суть задачи, потому что уверены, что у них не получится».
Третий плюс математики –
Умение смотреть на мир по-особенному. С помощью цифр ребенок сможет найти что-то общее и прикладное: обсчитать весь мир, сравнить себя, свою любимую собаку, папин автомобиль и Эйфелеву башню. Этот особый «нетрадиционный» смысл математики поможет детям-гуманитариям понять, для чего им нужна эта наука.
И все-таки...
И все-таки...
как обучать математике гуманитариев ?
какой метод будет самым
эффективным ?
Государственные стандарты обучения, Единый государственный экзамен создают условия для усиления ответственности учителя за выбор тех или иных методов обучения
.
Подход 1. Всех учить одинаково.
(К сожалению, самый распространенный). «Меня не волнует, что вы – гуманитарии. ЕГЭ по математике вам все равно сдавать придется. Поэтому будете учить все, что положено по программе». «Этот мальчик лучший в школе по литературе? И что из этого? А задачи по геометрии решать не умеет! И не надейтесь, что я поставлю ему что-нибудь выше тройки!».
Подход 2. Так сказать, «индивидуальный». Не мучить ребенка тем, к чему он не расположен. Не умеет говорить математическим языком? Хорошо, пусть напишет какой-нибудь компьютерный тест по изученной теме. Увлекается рисованием? Пусть нарисует плакат или другой наглядно-дидактический материал – пригодится в кабинете. Гуманитарии для уроков математики сочиняют стихи про биссектрису и квадратные корни.
Подход 3.
Существуют разные способы это сделать.
Способы, не травмирующие психику, а гармонично ее развивающие. При всех различиях между физиками и лириками есть зоны, в которых все могут чувствовать себя комфортно
Для нас, педагогов, это прекрасная возможность нанести своим ученикам непоправимую пользу, совмещая преподавание предмета с развитием эмоционального интеллекта, или творческих способностей, или логического мышления.
Учить надо всех: математики должны выражать свои мысли более образно и развернуто, а «гуманитарии» должны видеть и понимать красоту формул, выражаться более коротко и логично, не «растекаясь мыслью по древу».
Учет этих особенностей учащихся объясняет применение на уроках математики различных нетрадиционных форм урока, сообщений о геометрических фигурах, исторических экскурсов, привлечение большого количества наглядности, применение ИКТ и т.д.
Мне кажется, что большую роль здесь может сыграть внеклассная деятельность: она позволяет ученикам экспериментировать, стать свободнее и независимее, лучше разобраться в математике.
Внеклассная работа способствует формированию устойчивого интереса к математике
1)Выполнение учениками презентаций к урокам.
2) Математические кружки, летние профильные отряды, заочная математическая школа.
3) Математические праздники: неделя математики, КВНы, «Математическое кафе», «Олимпийские игры», «Счастливый случай», «Поле чудес»,
« Проще простого», « Историко -математический конкурс», « Крестики – нолики» и другие.
Как помочь гуманитарию( и любому ребенку)
1)Хотя школьные неудачи ребенка, конечно, расстраивают учителей, наша задача не критиковать, а поддерживать.
2)Важно не фиксировать ребенка на неудачах: «конечно, у тебя не получается»,
«вряд ли ты сможешь решить этот пример»,
«я так и знала, что ты сделаешь ошибку в задаче».
Говорите: «да, пока не получается, давай подумаем, как решить проблему».
3) Запаситесь терпением и научите ребенка понимать.
Не нужно вдалбливать и заучивать правила – это бессмысленно.
4) Не бросайте начатое, занимайтесь систематически, возвращайтесь к началу. Разовое понимание не сыграет своей роли. В математике все логически связано, если выучил одно, но упустил другое – продвижения не будет.
5) Хвалите ребенка
даже за небольшие успехи.
Когда у него получится раз, второй, третий,
он постепенно поверит в себя,
увлечется, поймет свою состоятельность.
Так хочется чтобы детство наших детей стало чуть счастливее, а процесс обучения стал радостным и гармоничным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.