Чтобы помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям, необходима, такая организация жизни ребенка в ДОУ, которая бы приводила к адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками и сохраняла бы здоровье ребенка
Адаптация– это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
1) физиологическом – ребёнок начинает часто болеть;
2) психологическом – ребёнок может капризничать, плохо есть и спать, он может
быть агрессивным или подавленным, много плакать;
3) социальном – ребёнок «теряется» в окружающем мире, становится менее самостоятельным.
МДОУ «Детский сад №5 общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальноличностному развитию детей
»
города Железногорска Курской области
Адаптация детей
к детскому саду
Ранний дошкольный возраст
Подготовила: педагогпсихолог
Коротченкова О.Ю.
Какое счастье!
Ваш малыш подрос!
И многое уже умеет
сам.
Играет, ходит, говорит
и размышляет.
Пришла пора ребенка
В детский сад
отправить!
Адаптация-это сложный
процесс приспособление
организма, который
происходит на разных
уровнях –
физиологическом,
психологическом,
социальном.
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ, ПРИВЫКНУТЬ К
НОВЫМ УСЛОВИЯМ, НЕОБХОДИМА, ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ
РЕБЕНКА В ДОУ, КОТОРАЯ БЫ ПРИВОДИЛА К АДЕКВАТНОМУ,
ПОЧТИ БЕЗБОЛЕЗНЕННОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ ЕГО К НОВЫМ
УСЛОВИЯМ, ПОЗВОЛЯЛА БЫ СФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ, НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ, ПРЕЖДЕ
ВСЕГО СО СВЕРСТНИКАМИ И СОХРАНЯЛА БЫ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА.
Адаптация– это сложный процесс
приспособления организма, который
происходит на разных уровнях:
1) физиологическом – ребёнок начинает часто
болеть;
плакать;
2) психологическом – ребёнок может
капризничать, плохо есть и спать, он может
быть агрессивным или подавленным, много
3) социальном – ребёнок «теряется» в
окружающем мире, становится менее
самостоятельным.
ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ СТЕПЕНИ
АДАПТАЦИИ.
Легкую
Средней
тяжести
Тяжелую
Факторы, от которых зависит течение
адаптационного периода:
возраст
состояние
здоровья
умение
играть
умение общаться со
взрослыми и
сверстниками
одинаковый режим
в детском саду и дома
Причины тяжёлой адаптации к
условиям ДОУ:
неумение
себя
обслужить
отсутствие
опыта общения со
взрослыми и
сверстниками
неумение
занять себя
игрушками
наличие вредных
привычек
различный режим
ДОУ и семьи
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша
на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно
заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
• приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.
Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки
ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут
зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится
рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру.
Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь
к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него
мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и
т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на
него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что
трудно высказать.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для
ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит
индивидуально);
В течении 1й недели ребёнок посещает детский сад 12 часа;
Последующие увеличивающие на 11,5 часа. Полная адаптация 1012
недель.
При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях
ребёнка целесообразно воздержаться от посещения детского сада на 23
дня;
Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже
ходите в детский сад. Какой он молодец. Ведь он теперь взрослый,
совсем как мама и папа ходит на работу. В детском саду тебе будет
интересно, ты познакомишься и подружишься с другими ребятами и
взрослыми. Утром я тебя отведу в детский сад, а вечером заберу. Ты мне
расскажешь, что у тебя было интересного, что ты узнал нового.
Придумайте традицию – прощания или
приветствия (пожатия руки, поцелуй в носик,
«Пока, скоро увидимся») эти простые, но
регулярно повторяющиеся мелочи позволят
малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда
приходит за мной. Когда говорит : «Пока, скоро
увидимся!»)
Расставание
затягивать,
прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у
ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность,
улыбка говорят малышу, что все в порядке и
можно смело отправляться в группу.
Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из
детского сада, он очень скучает.
следует
не
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это
испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но
факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь
он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает,
справитесь.
что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но выто знаете,
что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда
ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач –
это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому
не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно,
детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно
е .
и
н
а
м
и
н
а в
о з
б
и
с
а
С п