Работая по проблеме “Активизация познавательной самостоятельности на уроках географии”, я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.
«Страна , не умеющая
«Страна , не умеющая
развивать знания, в ХХв ХХII
развивать знания,
веке обречена на провал»
веке обречена на провал»
Н.А.Назарбаев
Н.А.Назарбаев
Ф. И. О. учителя: Лысенко Людмила Федоровна
Дата рождения: 7 апреля 1965г.
Образование: высшее
Учебное заведение: Петропавловский пед. институт,
ЕГФ, география и биология
Окончила: в 1987г.
Общий стаж: 28 лет
Педагогический стаж: 28лет
Стаж работы в данном учебном заведении: 3 лет
Категория: первая
Курсы: предаттестационные , 2011 год, г.Кокшетау
Аттестация: 2012 год
Проблема, над которой работает учитель: «Активизация
познавательной самостоятельности на уроках»
Отбор
информа
ции
Проблема:
«Активизация
познавательной
самостоятельности
на уроках»
Средства
включения
учащихся в
деятельность
Опорные
схемы
Развивающ
ее
обучение
Игровые
техноло
гии
Интел
лектуаль
ные шоу
Побуди
тельные
умения
Дети учатся лучше,
Дети учатся лучше,
если им дают возможность
если им дают возможность
самостоятельно исследовать
самостоятельно исследовать
основы изучаемого материала.
основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Питер Клайн
Отдельные направления формирования и
развития познавательной самостоятельности,
применяемые на уроках:
Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями,
показывающие современный уровень науки и перспективы ее
движения;
Раскрывать перед ними интересующие вопросы:, научные
поиски, результаты открытий.
При помощи проблемного обучения учить диалектическому
подходу в осмыслении научных фактов и идей;
Показать необходимость научных выводов для объяснения
явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
Раскрывать перед учащимися практическую силу научных
знаний, возможность применения приобретенных в школе
знаний в жизни человека, на производстве, в сельском
хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
Применяемые способы познавательной деятельности
Применяемые способы познавательной деятельности
в процессе обучения:
в процессе обучения:
Постоянно усложнять познавательные задачи, требующих
Постоянно усложнять познавательные задачи, требующих
овладения новыми умениями;
овладения новыми умениями;
Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности,
Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности,
побуждая к различному подходу в их решении;
побуждая к различному подходу в их решении;
Ставить задачи, исследовательского подхода;
Ставить задачи, исследовательского подхода;
Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
Развивать и поддерживать в самостоятельной работе
Развивать и поддерживать в самостоятельной работе
творческое начало, требующее активности наблюдения,
творческое начало, требующее активности наблюдения,
самостоятельности мысли;
самостоятельности мысли;
Дифференцировать познавательные задачи для различных
Дифференцировать познавательные задачи для различных
групп учащихся.
групп учащихся.
Важнейшие пути побуждения учащихся для развития
Важнейшие пути побуждения учащихся для развития
познавательных интересов:
познавательных интересов:
Оживлять уроки элементами занимательности.
Оживлять уроки элементами занимательности.
Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов
Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов
работы отдельных учащихся;
работы отдельных учащихся;
Практиковать индивидуальные задания, выходящих за пределы
Практиковать индивидуальные задания, выходящих за пределы
программы;
программы;
Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей
Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей
их области, как дополнительный источник знаний для других;
их области, как дополнительный источник знаний для других;
Рекомендовать дополнительную литературу;
Рекомендовать дополнительную литературу;
Применяемые различные формы во внеклассной работе:
Применяемые различные формы во внеклассной работе:
1. Вечера;
1. Вечера;
2. Конкурсы;
2. Конкурсы;
3. КВН;
3. КВН;
4. Викторины;
4. Викторины;
5. Диспуты;
5. Диспуты;
6. Школьные издательства;
6. Школьные издательства;
7. Исследования, наблюдения с определенным заданием или без него;
7. Исследования, наблюдения с определенным заданием или без него;
8. Познавательные игры, игры – путешествия.
8. Познавательные игры, игры – путешествия.
Интерактивные методы,
Интерактивные методы,
применяемые на уроках географии
применяемые на уроках географии
1. творческие задания;
2. работа в малых группах;
3. обучающие игры (ролевые, деловые и т. д.)
4. использование общественных ресурсов (экскурсии)
5. социальные проекты и другие внеаудиторные методы
обучения (соревнования, газеты, радио, фильмы,
сочинения)
6. разминки
7. изучение и закрепление нового материала
(интерактивная лекция, работа с наглядными
пособиями, видео и аудиоматериалами)
8. разрешение проблем («Мозговой штурм» и т. д.)
«Огромный океан
«Огромный океан
неведомого окружает нас. И
неведомого окружает нас. И
чем больше мы знаем, тем
чем больше мы знаем, тем
больше загадок задает нам
больше загадок задает нам
природа»
природа»
«Огромный океан «Огромный океан неведомого окружает нас. И неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам больше загадок задает нам природа»природа»
Приведу несколько проблемных вопросов и заданий, которые я использую при
Приведу несколько проблемных вопросов и заданий, которые я использую при
изучении географии Казахстана в 9 классе по теме: «Межотраслевые комплексы»
изучении географии Казахстана в 9 классе по теме: «Межотраслевые комплексы»
1.Где выгоднее производить металл – на одном крупном предприятии или на
1.Где выгоднее производить металл – на одном крупном предприятии или на
нескольких мелких? Какими показателями вы будете пользоваться в своей оценке?
нескольких мелких? Какими показателями вы будете пользоваться в своей оценке?
Здесь учащиеся подводят к пониманию концентрации производства на примере черной
Здесь учащиеся подводят к пониманию концентрации производства на примере черной
металлургии.
металлургии.
2.Можно ли создать энергоемкие производства в Кокшетау, Павлодаре, Степняке,
2.Можно ли создать энергоемкие производства в Кокшетау, Павлодаре, Степняке,
Караганде? Анализируя карту «Электроэнергетика» учащиеся приходят к выводу, что
Караганде? Анализируя карту «Электроэнергетика» учащиеся приходят к выводу, что
строительство таких производств в Кокшетау и Степняке потребует больших затрат, а
строительство таких производств в Кокшетау и Степняке потребует больших затрат, а
в Караганде и Павлодаре, где есть дешевые энергоресурсы создания их целесообразно.
в Караганде и Павлодаре, где есть дешевые энергоресурсы создания их целесообразно.
3.Почему в Павлодаре построен алюминиевый завод? Энергоемкое производство
3.Почему в Павлодаре построен алюминиевый завод? Энергоемкое производство
алюминия получает здесь достаточно энергии: близость потребителя.
алюминия получает здесь достаточно энергии: близость потребителя.
4.Где целесообразнее построить сахарный завод? Сахарный завод лучше построить
4.Где целесообразнее построить сахарный завод? Сахарный завод лучше построить
рядом с сырьём, так как при перевозке сахарной свеклы теряются ее качества и
рядом с сырьём, так как при перевозке сахарной свеклы теряются ее качества и
сокращается выход сахар, кроме того, такое размещение позволит рациональнее
сокращается выход сахар, кроме того, такое размещение позволит рациональнее
использовать по сезонам года труда жителей сельской местности.
использовать по сезонам года труда жителей сельской местности.
Далее знакомлю учащихся с картами школьного атласа и
Далее знакомлю учащихся с картами школьного атласа и
предлагаю ответить на вопросы:
предлагаю ответить на вопросы:
какие карты помещены в атласе? (назвать)
какие карты помещены в атласе? (назвать)
каков масштаб этих карт?
каков масштаб этих карт?
как показаны на карте отдельные объекты?
как показаны на карте отдельные объекты?
Объясняя способы изображения рельефа на карте,
Объясняя способы изображения рельефа на карте,
отрабатываю прием чтения условных знаков и предлагаю
отрабатываю прием чтения условных знаков и предлагаю
следующие вопросы:
следующие вопросы:
как показаны на карте горы и равнины?
как показаны на карте горы и равнины?
как можно узнать среднюю высоту территории?
как можно узнать среднюю высоту территории?
как можно узнать максимальную высоту? …т.д.
как можно узнать максимальную высоту? …т.д.
Изучение курса географии материков позволяет
Изучение курса географии материков позволяет
сформировать у учащегося приемы самостоятельного
сформировать у учащегося приемы самостоятельного
использования климатических диаграмм. При анализе
использования климатических диаграмм. При анализе
климатических диаграмм задаю такие вопросы:
климатических диаграмм задаю такие вопросы:
Где на климатической диаграмме обозначены месяцы года?
Где на климатической диаграмме обозначены месяцы года?
Где изображена шкала температуры?
Где изображена шкала температуры?
Назвать месяцы с самой высокой и самой низкой температурой?
Назвать месяцы с самой высокой и самой низкой температурой?
Чему она равна? Чему равна амплитуда?
Чему она равна? Чему равна амплитуда?
Какой вывод можно сделать о ходе температуры в течении года
Какой вывод можно сделать о ходе температуры в течении года
(плавный или резко изменчивый)?
(плавный или резко изменчивый)?
В методике существует несколько приемов работы с
В методике существует несколько приемов работы с
текстом учебника.
текстом учебника.
Перечислю основные:
Перечислю основные:
выделение главного в тексте ;
выделение главного в тексте ;
ответы на вопросы ;
ответы на вопросы ;
пересказ ;
пересказ ;
составление плана ;
составление плана ;
самопроверка ;
самопроверка ;
анализ профилей ,картограмм, климатических диаграмм и т.д.
анализ профилей ,картограмм, климатических диаграмм и т.д.
Практикую на уроках и такой вид работы
как заполнение таблиц .
Тема: «Климатические пояса Африки».
Воздуш. массы
Тип
климата
Средняя
температура
Режим осадков
Годовое
колво
осадков
летом
зимой
я
и
Наз
ван
ие
кли
мат
.по
ясо
в
Для повторения и обобщения знаний о природном комплексе
Для повторения и обобщения знаний о природном комплексе
составляю специальные вопросы, которые требуют от учащихся
составляю специальные вопросы, которые требуют от учащихся
применение ранее усвоенных биологических понятий.
применение ранее усвоенных биологических понятий.
Тема: «Географическая оболочка»
Тема: «Географическая оболочка»
1.Почему растительность арктических пустынь очень скудная?
1.Почему растительность арктических пустынь очень скудная?
2.Почему растительность тропических пустынь тоже очень скудная,
2.Почему растительность тропических пустынь тоже очень скудная,
несмотря на продолжительное и жаркое лето?
несмотря на продолжительное и жаркое лето?
3.Почему леса экваториального пояса вечнозеленые?
3.Почему леса экваториального пояса вечнозеленые?
4.Почему растительность умеренного пояса развивается только в
4.Почему растительность умеренного пояса развивается только в
теплый период?
теплый период?
5.Плодородны ли почвы в экваториальных лесах??
5.Плодородны ли почвы в экваториальных лесах
При изучении природных зон Евразии предлагаю школьникам
следующие задания и вопросы на установление межпредметных
связей с биологией .
Тема: «Природные зоны Евразии»
1.Объясните, почему в тундре растут главным образом мхи и
лишайники, и как они приспособлены к суровым климатическим
условиям?
2.Сравните видовой состав растительности тайги, смешанных и
широколиственных лесов, объясните причины различий?
3.Почему в пустынях Евразии растут солянки и как они приспособлены
к условиям жаркого и сухого климата?
4.Почему в пустынях скудная растительность?
При изучении экономической географии
При изучении экономической географии
Казахстана ,также опираюсь на межпредметные
Казахстана ,также опираюсь на межпредметные
связи (физика, химия, математика, биология).
связи (физика, химия, математика, биология).
Тема: «Химический комплекс»
Тема: «Химический комплекс»
1.Где применяется соляная и серная кислота?
1.Где применяется соляная и серная кислота?
Ответ: Соляная кислота применяется, при очистке стали от окислов
Ответ: Соляная кислота применяется, при очистке стали от окислов
железа; в медицинских целях, т.к. входит основным компонентом в
железа; в медицинских целях, т.к. входит основным компонентом в
состав желудочного сока. Серная кислота используется в производстве
состав желудочного сока. Серная кислота используется в производстве
бензина, керосина, химических волокон, красителей, моющих и
бензина, керосина, химических волокон, красителей, моющих и
взрывчатых веществ.
взрывчатых веществ.
Тема: « Топливно –энергетический комплекс»
Тема: « Топливно –энергетический комплекс»
Задаю учащимся такие вопросы, которые требуют вспомнить знания
Задаю учащимся такие вопросы, которые требуют вспомнить знания
физики, биологии.
физики, биологии.
1.Как можно использовать энергию ветра?
1.Как можно использовать энергию ветра?
2.Какова теплота сгорания угля, нефти, газа, дров, торфа?
2.Какова теплота сгорания угля, нефти, газа, дров, торфа?
3.Как образуется каменный уголь?
3.Как образуется каменный уголь?
Межпредметные связи способствуют системности знаний, полному и
Межпредметные связи способствуют системности знаний, полному и
правильному объяснению того или иного географического явления,
правильному объяснению того или иного географического явления,
процесса.Кроме того задания межпредметного характера
процесса.Кроме того задания межпредметного характера
разнообразят самостоятельную учебную деятельность учащихся и
разнообразят самостоятельную учебную деятельность учащихся и
совершенствуют их умение в применении знаний в новых условиях.
совершенствуют их умение в применении знаний в новых условиях.
Мониторинг качества сдачи ЕНТ (за 3 года)
Мониторинг качества сдачи ЕНТ (за 3 года)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.